Двести вопросов для управляющих компаний

Очередной виток новшеств в сфере жилищно-коммунального хозяйства ожидает нас в ближайшем будущем. До первого мая следующего года управляющие компании, которые хотят остаться на рынке, должны получить лицензии на осуществление своей деятельности. 

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10115702

Поможет ли лицензирование улучшить ситуацию в ЖКХ?

Очередной виток новшеств в сфере жилищно-коммунального хозяйства ожидает нас в ближайшем будущем. До первого мая следующего года управляющие компании, которые хотят остаться на рынке, должны получить лицензии на осуществление своей деятельности. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ внесены в июле нынешнего года, а недавно приняты все необходимые подзаконные акты на федеральном уровне. Теперь о процедуре лицензирования можно говорить более конкретно.

В целом тема эта не нова и обсуждается не один год. На различных мероприятиях федерального уровня многие жилищники предлагали ввести данную процедуру для управляющих компаний, чтобы повысить надежность этих организаций, а также качество предоставляемых ими услуг. Цель благая, что же получилось на практике? Об этом рассказали журналистам эксперты на пресс-конференции в парламенте республики.

«На данный момент в республике формируется комплексная дорожная карта по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, связанная с лицензированием управляющих компаний, – рассказал заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Фролов. – Необходимая нормативная база на федеральном уровне принята, наша задача – разработать все механизмы на республиканском уровне до нового года, а после уже их внедрять».

«Двоечникам» в ЖКХ не место

В каждом российском регионе постановлением высшего должностного лица будет создана лицензионная комиссия, которая, согласно законодательству, должна состоять на одну треть из представителей саморегулируемых организаций, общественных объединений и на две трети – из представителей органов законодательной и исполнительной власти республиканского и муниципального уровней, в том числе антикоррупционных структур.

Одно из основных лицензионных требований – это сдача квалификационного экзамена руководителем управляющей компании либо его заместителем, в функции которого входят содержание и эксплуатация жилищного фонда. Перечень вопросов, на которые должны знать ответы жилищники, уже определен, всего их двести. На экзамене, который будет проводиться в тестовом режиме, сто вопросов выбираются компьютером случайным образом. Соискатель должен ответить правильно минимум на 86 вопросов, чтобы получить «добро» на свою деятельность. На основании решения лицензионной комиссии «ученику» будет выдаваться квалификационный аттестат сроком на пять лет.

«Многоквартирный дом – это сложнейший инженерно-технический механизм, и очень важно, чтобы им управлял грамотный специалист, – отметил председатель Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов. – Квалификационные экзамены позволят держать профессиональную планку жилищников на высоком уровне, а также дадут нам возможность проанализировать, какова реальная подготовленность представителей жилищных организаций».

По мнению специалистов, данный механизм позволит убрать из отрасли ЖКХ «двоечников», но коснется он только управляющих компаний. Процедура лицензирования, в том числе и профессиональная аттестация руководителей, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы не затронет. «В свое время, когда готовился закон о лицензировании, мы предлагали включить в него и ТСЖ, – пояснил начальник Госжилинспекции РТ Сергей Крайнов. – К сожалению, не все председатели ТСЖ являются грамотными специалистами. Для нас важно, чтобы таким сложным объектом, как многоквартирный дом, управляли профессионалы. Но пока что товарищества не лицензируются, и какие-то специальные требования к руководителям товариществ законодательством не предусмотрены».

  • «Многоквартирный дом – это сложнейший инженерно-технический механизм, и очень важно, чтобы им управлял грамотный специалист, – отметил Рафис Бурганов. – Квалификационные экзамены позволят держать профессиональную планку жилищников на высоком уровне, а также дадут нам возможность проанализировать, какова реальная подготовленность представителей жилищных организаций»

Если до первого апреля какая-то управляющая компания не подаст заявку на квалификационный аттестат, то органы Госжилнадзора направят в муниципалитет уведомление, чтобы было проведено общее собрание жителей, которых известят о том, что их жилищная организация не сможет осуществлять свою деятельность. Тогда жильцам необходимо будет определиться – создать ТСЖ либо выбрать другую управляющую компанию.

Государство усиливает контроль

Жилищный кодекс, принятый в нашей стране в 2004 году, дал собственникам многоквартирных домов большие полномочия. Однако за это время «хозяин» в каждом доме так и не появился. Надежды властей на то, что сами жильцы будут активно контролировать работу жилищно-коммунальных организаций, следить за проведением капремонта и так далее, увы, не оправдались. В каких-то домах такие активисты появились, но их оказалось в итоге не так много. Многие функции собственников, к примеру организация собраний жителей, начали «перетекать» на уровень муниципалитетов.

По мнению специалистов, новый виток в сфере реформирования ЖКХ предполагает усиление мер ответственности компаний за управление жилым фондом на государственном уровне.

Получение квалификационного аттестата – это еще не все. Чтобы получить лицензию, необходимо соблюсти еще ряд серьезных требований, которые прописаны в ФЗ №255 от 21.07.2014. Насколько управляющая компания соответствует этим нормам, будет анализировать лицензионная комиссия, которая и примет решение о выдаче данного документа.

Лицензия не только подтвердит профпригодность управляющей организации, но и станет «охранной грамотой» в отношении проверок со стороны государственного жилищного надзора. За управляющими компаниями будет осуществляться лицензионный контроль. Проверка такого характера станет производиться только с разрешения прокуратуры, и, если выявятся нарушения, последствия для руководителей будут намного серьезнее. Как признаются сами специалисты, в любом доме квалифицированный инспектор может найти недочеты. При лицензионном контроле привлекать к ответственности за какие-то мелкие технические нарушения уже не получится. Чтобы в компанию нагрянула проверка, понадобятся достаточно серьезные основания.

Вопросы без ответов

И все-таки, по признанию самих специалистов, здесь есть ряд вопросов. В частности, непонятна затратная часть механизма на переаттестацию, обучение и работу самого лицензионного органа, а также формирование учебной политики.

Камнем преткновения при выдаче лицензии может стать норма по выполнению договора по управлению домом. Каждая управляющая компания несет ответственность перед жильцами за оказание жилищно-коммунальных услуг, надлежащее содержание имущества, выполнение технических регламентов. По каким критериям лицензионная комиссия будет оценивать, нормально ли обслуживался тот или иной дом, пока непонятно. «Подозреваю, что этот вопрос будет скандальным, – прокомментировал ситуацию Сергей Крайнов. – Если какому-то директору откажут в выдаче лицензии на основании того, что он плохо выполнял договор по управлению домом, то начнутся судебные разбирательства. Это серьезный вопрос, который еще предстоит проработать, и только практика покажет, как лучше реализовать данную норму».

Еще одним лицензионным требованием является раскрытие информации управляющей компанией на протяжении всей ее деятельности. Эта норма, по мнению специалистов, ставит барьер на получении лицензии потенциальным УК. Многие обслуживающие организации готовы стать управляющими компаниями, но они лишаются возможности получения лицензии из-за этого требования. На данный момент в Татарстане работают 232 управляющие компании. Маловато для создания конкуренции… И если не позволять появляться новым обслуживающим жилищным организациям, то сама идея конкурентной среды, которая декларируется с самого начала реформирования ЖКХ, становится невыполнимой. Специалисты выразили надежду, что этот вопрос будет решен на федеральном уровне в ближайшее время.

Интересна процедура лишения лицензии. Если при плановом лицензионном контроле либо по обращению граждан выявляются нарушения, то даются предписания, которые необходимо выполнить. Двух предписаний по многоквартирному дому вполне достаточно, чтобы лишить лицензии на управление этим домом. При этом УК обязана осуществлять управление многоквартирным домом до тех пор, пока собственники не выберут другую компанию или не организуют товарищество собственников жилья. Если таких домов в ведении жилищной организации окажется более 15 процентов, то она лишается лицензии на осуществление своей деятельности полностью.

Механизм, по сути, неплохой, но он не сработает с нерентабельными домами.

Взять, к примеру, двухэтажки, построенные еще в 50-х годах прошлого столетия, которые предельно изношены, где проживает мало граждан, и, соответственно, средств, собираемых собственниками, недостаточно для содержания дома. Для управляющей компании такое жилье – обуза, от которой лучше избавиться. Если УК лишат лицензии по управлению этим домом, кто его возьмет на баланс? Никто. ТСЖ такую нагрузку не потянет, другая жилищная организация взять такой балласт точно не захочет. Плодить же бесхозные дома – тоже не выход из положения. В идеале при введении такого механизма нужно было решить все вопросы, связанные с недоремонтом жилья. Однако тут нужны баснословные деньги – только в Татарстане на эти цели необходимо более пятидесяти миллиардов рублей. Такую нагрузку не потянет ни один бюджет. Поэтому вопрос решается поэтапно, с помощью программы по капитальному ремонту жилья. Что же делать с нерентабельными домами, как с ними быть, пока непонятно. Этот вопрос уже не раз поднимался на различных совещаниях, но, похоже ответ до сих пор не найден.

Постскриптум

Подводя итог пресс-конференции, Рафис Бурганов отметил, что бизнес в сфере ЖКХ достаточно привлекательный, однако здесь очень часто меняются правила игры – в отличие от других отраслей. В свою очередь Алексей Фролов подчеркнул, что государство берет курс на более жесткое регулирование этой сферы. «Здесь важна четкая определенность на федеральном уровне, сейчас мы видим, что она появилась», – сказал он.

В целом можно констатировать, что любое новшество в сфере ЖКХ, как обычно, вызывает еще больше вопросов. Насколько механизм лицензирования УК окажется эффективным, покажет время. Тем не менее очень жаль, что на федеральном уровне так и не прислушались к пожеланиям регионов, которые не раз высказывались на различных совещаниях за то, чтобы изначально обкатывать все нововведения в пилотных регионах и только потом транслировать по всей России. В этом случае многие проблемы были бы решены заранее и не надо было бы идти вслепую в вопросах реформирования ЖКХ в целой стране.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще