Операция «Без благодарности»

Несколько лет назад, во времена, когда у врачей были мизерные зарплаты и на операции пациенту нужно было приходить со своими обезболивающими и расходными материалами, одна пожилая женщина с восторгом поведала мне историю о том, как ее мужу в Центральной районной больнице удалили аденому. И представьте, что привело пенсионерку в восторг: врач ни до, ни сразу после операции не взял с них денег!

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

Фото: gooddayrussia.ru

information_items_10115661
Возможно ли искоренение коррупционных проявлений в сфере нашего здравоохранения

Несколько лет назад, во времена, когда у врачей были мизерные зарплаты и на операции пациенту нужно было приходить со своими обезболивающими и расходными материалами, одна пожилая женщина с восторгом поведала мне историю о том, как ее мужу в Центральной районной больнице удалили аденому. И представьте, что привело пенсионерку в восторг: врач ни до, ни сразу после операции не взял с них денег! Взял только после того, как через несколько дней убедился, что все прошло без осложнений.

Вторая история случилась буквально на днях. Звоню своей уже немолодой приятельнице узнать, как у нее прошла плановая операция на глаз. Отвечает: «Отлично! Все было быстро, практически безболезненно. Я заранее узнала у таких же пациентов сумму вознаграждения – отблагодарила, как полагается»…

Никто этих женщин расставаться со значительной частью своей небольшой пенсии не принуждал – они искренне хотели отблагодарить врача за его работу, тем более что второй вскоре предстоит в той же клинике оперировать другой глаз. Разница лишь в том, что между этими двумя событиями прошло более десяти лет.

Стереотипы и коррупционная память

Тот факт, что сфера здравоохранения в целом по России, и по республике в частности, значится в числе наиболее коррумпированных, главе Минздрава Татарстана Аделю Вафину не просто известен – это его боль и приоритетное направление в работе по слому ситуации. Несмотря на то, что в нынешнем году по результатам опроса населения, проведенного специалистами Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу, число жителей, отметивших коррумпированность медработников, по сравнению с двумя предыдущими годами снизилось почти на 8 процентов, проблема, по словам министра, остается и сохраняющееся лидерство отрасли в коррупционном антирейтинге комитета не может не тревожить.

– Основными причинами сохранения коррупционных проявлений, – высказал свое мнение Адель Вафин на встрече с журналистами в агентстве «Татмедиа», – являются сформировавшиеся стереотипы как у населения (общение напрямую с сотрудниками медучреждений вызывает желание отблагодарить их), так и среди медработников – привыкание к «благодарности», ожидание ее.

Как известно, сотрудники правоохранительных органов измеряют коррупцию уголовными делами и суммой нанесенного ущерба. Но и эти параметры не в состоянии представить обществу реальную ситуацию в той или иной отрасли. Основной показатель здесь, считает начальник отдела Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов, – общественное мнение, замеры которого происходят путем социологических опросов.

Ольга Семенова, заместитель председателя Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу, считает, что сфера здравоохранения, как и образование, и ЖКХ, и ГИБДД, в лидерах коррупционного антирейтинга числится лишь потому, что население именно здесь напрямую соприкасается с получением жизненно важных услуг. А это происходит практически ежедневно – визиты в поликлинику, больницу, детский сад, в школу, вуз, вызов сантехника или электрика…

Частота обращений – очень важный фактор, считает она.

– В 2013 году число амбулаторных приемов, случаев стационарного лечения, выездов «скорой помощи» составило более девяти на одного жителя республики, – привел более точную статистику по своей отрасли министр здравоохранения.

Вот и получается, что проявления коррупции знакомы практически каждому человеку, – по собственному опыту, опыту знакомых и близких, по материалам СМИ. Совокупность их и формирует представление населения о коррумпированности отдельных организаций и отраслей. Существует и такое понятие, как долгая коррупционная память: человек, единожды дав взятку или участвуя в какой-то коррупционной схеме, помнит об этом не один год и не принимает во внимание тот факт, что ситуация в той или иной структуре изменилась в лучшую сторону.

А ситуация действительно изменилась

В Татарстане максимальное число респондентов, отметивших в ходе социологического опроса коррумпированность медицинских работников, по словам Ольги Семеновой, было зарегистрировано в 2009 году:

– Сейчас их доля снижается: если в 2010 году в 27 муниципальных районах более 70 процентов опрошенных отмечали коррумпированность сотрудников медучреждений, то по результатам опроса в 2014 году число таких муниципальных образований сократилось до тринадцати.

Все чаще участники социологических опросов отмечают высокое качество предоставленных медицинских услуг. То есть, как выразилась Ольга Семенова, «вектор удовлетворенности населения медицинской помощью имеет положительную направленность». Причем если несколько лет назад каждый пятый респондент отвечал, что медперсонал необходимо обязательно «благодарить», то в этом году с такой установкой согласен уже только каждый восьмой.

И если кто-то      считает, что процесс идет медленно, стоит вспомнить о пресловутой «коррупционной памяти». Именно она, по мнению Алексея Панкратова, мешает получить в настоящий момент более реалистичную картину положительной динамики.

Где выход?

Проблемные точки качества медобслуживания может назвать каждый из нас, и соцопрос это только подтвердил: очереди к участковому врачу, невозможность попасть на прием к узкому специалисту, нехватка койко-мест в стационарах, удаленность поликлиник, особенно в сельской местности. Вот как раз здесь наиболее живучи проявления коррупции.

Определив для татарстанского здравоохранения ключевые направления выхода из этой сложнейшей ситуации, Адель Вафин на первое место поставил идеологию. Войну с коррупцией в отрасли начали с принятия «Этического кодекса врача Республики Татарстан».

– Его цель – формирование отраслевой корпоративной культуры на принципах антикоррупционного мировоззрения, – рассказал министр. – При поступлении на работу каждый специалист обязан подписать обязательства по исполнению этого этического кодекса. Далее, руководители всех медучреждений должны, и это уже правило, публично заявить о недопустимости взимания денежных средств с пациентов в подведомственных им коллективах.

Необходимо, по мнению министра, усилить работу и по информированию пациентов – зачастую они просто не знают своих прав при получении бесплатных медицинских услуг. И это полностью в компетенции страховых медицинских организаций.

Следующее направление – внедрение информационных технологий. К примеру, инфоматы минимизируют прямые контакты при записи на прием к врачу.

– И мы планируем увеличить их количество. Как и число видеокамер в медучреждениях. Видеонаблюдение положительно влияет на формирование прозрачных взаимоотношений между пациентом и медработником, – уверен министр. – В рамках программы модернизации здравоохранения мы создали современные приемно-диагностические отделения в ведущих клиниках – РКБ, ДРКБ, сейчас идет реконструкция МКДЦ, приемного отделения на базе городской клинической больницы №7 и в 31-й центральной районной больнице. И в техническое задание закладываем условие, чтобы здесь было установлено видеонаблюдение. Это и персонал дисциплинирует, и является неким ограничением коррупционных проявлений.

Что касается желания больного отблагодарить врача, особенно при получении высокотехнологичной медпомощи, то у Аделя Вафина на этот счет жесткая позиция:

– Высокотехнологичная медпомощь оказывается населению Татарстана за счет средств федерального и республиканского бюджетов. И жители это должны понимать: по всем хирургическим видам такой помощи до двадцати процентов от стоимости операции идет на зарплату тем, кто эту помощь оказывал. А это очень дорогостоящая процедура – операция стоит от 50 тысяч рублей и более, отдельные виды доходят до 500 тысяч. И ежегодно ее получают у нас более 25 тысяч человек.

Кстати, периодически сотрудники Минздрава обзванивают пациентов после того, как они вернулись домой после госпитализации или после прохождения дорогостоящих видов лечения. Им задается вопрос на предмет взимания с них денежных средств. Надо сказать, это очень смелый шаг со стороны Минздрава – наладить таким образом «обратную связь», но ситуация заставляет идти на такие шаги.

Кроме этого, на сайте Минздрава размещены «телефон доверия» и круглосуточный номер для отправки СМС-сообщений по фактам коррупционных проявлений. Уведомление по этой теме можно разместить в системе «Народный контроль» и даже сообщить министру лично в Твиттере.

Большое внимание уделяется и качеству кадрового состава медиков. Их грантовая, социальная поддержка, обеспечение жильем, повышение зарплаты – все это, уверен министр, должно дать свои положительные результаты в борьбе с коррупцией.

И если ко всем этим шагам со стороны министерства добавить активную гражданскую позицию населения, то число наших сограждан, которые верят в то, что коррупцию в сфере здравоохранения можно искоренить, будет расти более быстрыми темпами.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще