Космические высоты местного бизнеса

Если посмотреть на себя и оглянуться вокруг, то можно увидеть: практически все, во что мы одеты и чем пользуемся, не татарстанского производства. Между тем есть только три причины, по которым мы не покупаем товары местного изготовления: считаем, что они хуже по качеству, дороже импортных либо на рынке их нет вообще. Быть может, нам просто неизвестно о существовании качественных и недорогих изделий под грифом «Made in Tatarstan»?..

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: Коллаж Олега ПЕПЛОВА

information_items_10115551

Если посмотреть на себя и оглянуться вокруг, то можно увидеть: практически все, во что мы одеты и чем пользуемся, не татарстанского производства. Между тем есть только три причины, по которым мы не покупаем товары местного изготовления: считаем, что они хуже по качеству, дороже импортных либо на рынке их нет вообще. Быть может, нам просто неизвестно о существовании качественных и недорогих изделий под грифом «Made in Tatarstan»?..

Несмотря на то что Россия уже четверть века живет при капитализме, многие отечественные предприятия так и не научились эффективно себя рекламировать, продвигать на рынки свои разработки, достижения нашей прикладной науки, воплощенные в производство. Значит, им в этом следует помочь.

В республике создан электронный каталог, где любой производитель может разместить сведения о своем товаре

Мы, татарстанцы, кровно заинтересованы в развитии прежде всего республиканской промышленности, от состояния которой зависят экономика региона и качество нашей жизни.

АКЦИЯ ПОШЛА НА ПОЛЬЗУ

В начале июня 2009 года, в самый разгар мирового финансово-экономического кризиса, Министерство промышленности и торговли РТ и телерадиокомпания «Новый век» запустили акцию «Покупай татарстанское!». О результатах этого проекта, направленного на массированную пропаганду в средствах массовой информации товаров и услуг местных предприятий, уже через несколько месяцев на коллегии Минпромторга доложил глава этого ведомства Равиль Зарипов. Как выяснилось, присутствие товаропроизводителей республики на нашем рынке увеличилось на 10–15 процентов, и уже около 70 процентов продукции, выпускаемой в Татарстане, было представлено в магазинах региона…

В нынешнем году, 30 августа, когда жители Татарстана отмечали День республики, в фойе Дома Правительства была организована выставка местных производителей продовольственных товаров – молочных, мясных, колбасных, хлебобулочных, овощных и прочих. Представители власти, в том числе Президент Рустам Минниханов, вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов высоко оценили их качество. Глава республики подчеркнул, что изделия местных производителей ничем не уступают по своим характеристикам импортным аналогам. И предложил возобновить акцию «Покупай татарстанское!»

Тем более это актуально в условиях, когда очередной экономический кризис охватил мир, а Европа и США обрушились на Россию со своими бредовыми санкциями.

ПРЕДПРИМЕМ МЕРЫ ПРОТИВ ЭМБАРГО

После западных эмбарго в отношении нашей страны и принятых Россией ответных мер для нас стали особенно насущными вопросы импортозамещения и продвижения на рынки продукции татарстанских товаропроизводителей. Этим темам было посвящено прошедшее 12 сентября заседание Экономического совета при Кабинете Министров РТ, где Рустам Минниханов заявил: «Мы должны не только справиться с нынешней ситуацией, но и найти какие-то плюсы для себя».

На этом заседании были обнажены многие проблемы, препятствующие развитию татарстанской экономики. К примеру, некоторые виды стройматериалов, продовольствия, продукции машиностроения ввозятся в республику из других регионов при наличии собственного производства таких изделий. Еще пример: из всех товаров, закупаемых для органов государственной власти, у татарстанских производителей приобретается менее 40 процентов…

Члены экономсовета были вынуждены констатировать: полной информации о производстве, ввозе-вывозе местных товаров нет, а действия по расширению их присутствия на рынках между властными структурами, промышленными компаниями и торговыми сетями не скоординированы. Для ликвидации этих проблем нужно решить ключевой вопрос – создать соответствующий комплекс операционно-технологической системы, ядром которого должен стать электронный каталог изделий, изготовленных в республике.

НЕ ПРОШЛО И ДВУХ МЕСЯЦЕВ

И уже с 1 ноября каталог товаров, выпускаемых в Татарстане, начал функционировать в общедоступном режиме (сайт kp.agzrt.ru).

– Это электронная площадка, на которой любой татарстанский производитель может разместить информацию о своей продукции – ее качественные, стоимостные и прочие характеристики, – рассказывает начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности Министерства экономики Борис Михайлов. – И любой закупщик, будь то частный или государственный, может войти в данный каталог, найти там интересующий его товар и купить его. Система информирует о том, что производится, продается в нашей республике и по какой цене. Это и есть предложение – «Покупай татарстанское!».

Разработали такую систему специалисты Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ, для которых сделать эту IT-оболочку было не очень сложно. Татарстан, по сравнению с другими регионами страны, отличается большим опытом в развитии информационных технологий. Это и создание различных IT-площадок, в том числе по государственному заказу – электронной товарно-информационной системы (ЭТИС), собственно, которая и стала базой для разработки каталога республиканской продукции.

В течение октября три министерства – промышленности и торговли, сельского хозяйства и продовольствия, строительства, архитектуры и ЖКХ – с привлеченными и зарегистрированными в электронном каталоге пилотными 25-ю предприятиями провели тестирование этой системы. Среди «пилотников» – компании «Просто молоко», «Челны-хлеб», «Техстрой», производители красок «Lakko» и «ЭкоКраски», «Алексеевская керамика», Бугульминский завод железобетонных изделий и другие, а также ряд индивидуальных предпринимателей. С учетом замечаний, данных производителями, каталог был модернизирован и с 1 ноября запущен в промышленную эксплуатацию.

НОВЕЛЛЫ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

По мнению генерального директора Агентства по госзаказу Якова Геллера, эту систему надо было запустить не только из-за западных санкций, а в первую очередь ради развития экономики республики, ее диверсификации, чтобы, как говорится, слезть с «нефтяной иглы».

– Электронный каталог имеет существенные новеллы, – говорит он. – Во-первых, как известно, общероссийский цифровой код продукта – шестизначный, который, например, заканчивается на слове «кирпич». Мы, имея опыт татарстанских Минстроя и Государственного жилищного фонда, за последние годы перевели более 47 тысяч строительных материалов в десятизначные коды, указывающие не просто принадлежность товара к кирпичу, а к кирпичу, допустим, силикатному, желтого цвета и так далее. Сейчас то же самое делаем по продуктам питания, то есть указываем не так, как по российским меркам, – на просто молоко, а на молоко 3,2 процента жирности, расфасованное в поллитровую полиэтиленовую упаковку, со сроком годности в две недели…

Вторая новелла, по словам Якова Геллера, заключается в том, что вся информация, вносимая в каталог, подкреплена электронной цифровой подписью уполномоченного представителя компании-производителя, назначенного приказом ее руководителя. То есть это не безответственное объявление на заборе или в рекламной газете, а значимая информация.

Фото Пресс-служба ПрезидентаТретья новелла: все предложения, обозначенные в каталоге татарстанской продукции, имеют статус публичной оферты, значит, договоры по ним подлежат обязательному исполнению, иначе наступит гражданская ответственность за их игнорирование.

Четвертая новелла: получив этот каталог продукции, мы имеем возможность проанализировать географическую и временную дифференциацию цен. Попросту говоря, видим, сколько стоило молоко вчера и сколько стоит сегодня в Бугульме, Нижнекамске, Казани… Это дает основу для принятия управленческих решений. То есть можно вызвать директора предприятия и спросить, почему его продукция дороже, чем у соседа, какие наценки применяет его дилер. Возможно, этому руководителю пора оптимизироваться, чтобы снизить цены и стать конкурентоспособным на рынке.

– Кстати, сейчас мы в этом каталоге вводим раздел не только по производителям продукции, но и по их дилерам, – сообщил Яков Геллер.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!

Каталог – это, образно говоря, первая разгонная ступень, как в случае с космической ракетой, в создаваемом комплексе операционно-технологической системы. А когда эта ракета выйдет за пределы атмосферы, должна включиться «вторая ступень».

– Экономика – это наука, и по ее законам обеспечить развитие может только конкуренция, а обеспечить конкуренцию способен только равный доступ на рынок, – считает Яков Геллер. – Тогда входит в игру «вторая ступень» – закупки регулируемых заказчиков.

На днях Президент Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым при оценке работы глав регионов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса с 1 января 2015 года будут учитываться показатели содействия развитию конкуренции.

– То, что рынок сам себя отрегулирует – это заблуждение, характерное для девяностых годов прошлого века, – заявляет глава Агентства по госзаказу. – Ни в одной стране нет «чистого» рынка, везде есть регуляторы, даже в США. Государство может регулировать ситуацию за счет своей доли акций в компании, за счет контракта с руководителем, за счет условий выполнения государственного договора, в момент утверждения тарифов. И это касается большой группы предприятий – потребителей продукции.

АННА ИОАННОВНА ГОВОРИЛА…

Недавно на совещании у Премьер-министра Ильдара Халикова министр экономики Артем Здунов подчеркнул (цитируется дословно): «В том случае, если для хозяйственной деятельности регулируемого заказчика либо для исполнения заключенного контракта требуется приобретение продукции, которая поименована в электронном каталоге продукции производителей Татарстана, то такая продукция приобретается на электронных конкурентных закупках с последующим внесением итогов в каталог сделок ЭТИСа». На самом деле это революционное предложение, способное перевернуть нынешнюю ситуацию и привести к большей конкурентности и прозрачности на рынке. Если ты хочешь купить кирпич, а в каталоге продукции производителей РТ такой товар поименован десятизначным кодом, то этот кирпич обязан приобрести на равнодоступных торгах. Вот так. Однако…

– Я приверженец императива Анны Иоанновны, которая говорила: «В какой губернии купцы покупают, в той губернии купцы и преференции имеют», – признается Яков Геллер. – Конечно, в соответствии с законодательством мы не вправе заявить нашим партнерам из других регионов: «Покупай только татарстанское!», потому что, допустим, чувашские предприниматели тут же подадут на нас в суд и выиграют его, мотивируя наличием каких-либо льгот лишь местным предприятиям. Но наш каталог, в который, кстати, не могут войти производители из других субъектов страны, законодательству не противоречит. Мы всего лишь предлагаем…

СПУТНИК ВЫЙДЕТ НА ОРБИТУ

«Вторую ступень» чиновники надеются запустить в ближайшей перспективе. Тогда, как говорил выдающийся конструктор Сергей Королев, спутник выйдет на орбиту. А далее уже светит возможность  «третьей ступени» – способности проанализировать причину того, почему не покупают татарстанское. Если какой-то продукт дороже заграничного, нужно помочь директору предприятия провести аудит структуры себестоимости этого изделия. Может быть, есть резон сократить одну секретаршу, пересесть с «Мерседеса» на «Тойоту». Если качество плохое, опять-таки следует сделать технологический аудит. Возможно, нужно дать руководителю целевой грант на замену оборудования…

Но кто будет заниматься столь значительной аналитической работой? Есть идея – возобновить существовавшее в советскую эпоху ПДПС, постоянно действующее производственное совещание. Оно должно скоординировать усилия представителей министерств и ведомств, крупного и малого бизнеса.

ПОШЛИ НА ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ

По словам Бориса Михайлова, у этой системы есть потенциал выйти и на «четвертую ступень» – так сказать, в дальний космос. А это и есть настоящее импортозамещение и путь к международному рынку. Когда имеется возможность воздействовать на цену, качество, ассортимент нашей продукции, то получается проводить агрессивный маркетинг и на отдаленных от республики территориях. К примеру, компания «Просто молоко» возит свою продукцию в Санкт-Петербург. Почему татарстанские трубы и краска не могут быть там же?

– В системе может зарегистрироваться совершенно бесплатно любой товаропроизводитель, лишь бы он был резидентом Татарстана, – подчеркивает Яков Геллер. – Деньги на ее обслуживание выделяет государство. Единственное – у претендента должна быть электронная цифровая подпись, которую он приобретет всего лишь один раз и на всю жизнь, так как все его предложения – это юридически значимая информация. Продают такую подпись многие компании, и стоит она на сегодня от тысячи до семи тысяч рублей. Кодификацию на строительные материалы присваивают в Государственном жилищном фонде при Президенте РТ, на продукты питания и все остальное – наше Агентство по госзаказу. Так что добро пожаловать! 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще