Власти пытаются защитить абонентов сотовой связи от СМС-»мусора»
Какие только СМС-сообщения не приходят на наши мобильники! Нам настойчиво предлагают обувь и белье, косметику и автозапчасти, даже помощь в поисках жениха и невесты. Или искушают взять уже одобренные банками кредиты, омолодиться в салонах красоты, воспользоваться различными акциями… Этот бесконечный спам, слать который мы никого не просили, особо впечатлительных людей доводит до стресса.
НАЗОЙЛИВОЕ ВТОРЖЕНИЕ
За весь 2013 год Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ в связи с нарушениями Закона «О рекламе» было возбуждено всего 20 дел по фактам распространения СМС-спама без согласия абонентов. А за девять месяцев текущего от татарстанцев поступило 898 заявлений на более чем тысячу случаев несанкционированной СМС-рекламы, возбуждено 466 дел. Увеличение этого показателя по сравнению с прошлым годом почти в 25 раз говорит о том, что граждан уже достало назойливое вторжение СМС-операторов в их личную жизнь. На сегодня, по словам заместителя руководителя татарстанского УФАС Руслана Биктимирова, антимонопольщики зафиксировали уже свыше тысячи обращений, возбудили более 500 дел. Это 86,7 процента от общего количества делопроизводств по признакам нарушений законодательства о рекламе.
Однако это примерно лишь один процент от всего объема незаконной рассылки, получаемой жителями республики на мобильники. К тому же на данный момент вынесено только 58 решений о наказании нарушителей и два постановления на оптовых продавцов СМС-трафика (агрегаторов) о наложении штрафа в 100 тысяч рублей на каждого (всего же размер данной санкции доходит до 500 тысяч). Причем оштрафованные компании не согласились с этим наказанием и сейчас обжалуют его.
Почему же так мало материалов доводится до логического конца?
СВЯЗАНЫ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
– На сегодня в стадии рассмотрения у нас около 400 дел о несанкционированной СМС-рекламе, – говорит Руслан Биктимиров. – Но расследовать их весьма непросто. Бывает, сложно найти конечного отправителя, поскольку используются длинные цепочки договорных отношений между коммерческими структурами. Порой цепь из семи-восьми звеньев уходит в никуда и упирается в физических лиц, которых практически невозможно найти. Все, кто участвует в организации незаконного трафика, нами признаются рекламораспространителями, и на них возбуждаются административные дела. В настоящее время у нас имеется 22 приостановленных дела, по которым ведется административное производство по факту непредоставления информации по нашим запросам. Зачастую СМС-агрегаторы находятся в других регионах, что препятствует рассмотрению дел по существу, выявлению конечных распространителей и привлечению виновных к ответственности.
Как заметил Руслан Биктимиров, в основных ответчиках числятся компании «Смартс-Уфа», «Астрахань GSM», «Волгоград GSM». С большинством операторов связи налажено хорошее взаимодействие, и они уже сами предотвращают незаконную СМС-рассылку. Кстати, здесь под оператором связи подразумевается не мобильный оператор абонента – получателя СМС, а владелец СМС-центра, который непосредственно генерирует трафик рассылок и отправляет сообщения на телефоны.
– При рассмотрении дел, возбужденных по заявлениям граждан, мы нередко сталкиваемся с тем, что согласие абонентов на получение рекламных сообщений все же было получено, возможно, неявным или явным путем, когда, к примеру, в сетевых торговых центрах им выдавались дисконтные карты, – отмечает чиновник УФАС. – В этом случае расследование прекращается. В нынешнем году такое было 28 раз, то есть факты нарушений не подтвердились и работа нами была проведена впустую.
А стать «спамером» и попасть под действие закона можно даже за одно рекламное сообщение. Однако это не относится к обычным физическим лицам, которые предлагают купить какие-то вещи, допустим, своим знакомым. Для того чтобы индивидом заинтересовалась антимонопольная служба, он должен осуществлять коммерческую деятельность и продвигать свой товар на рынке, быть соответствующим образом зарегистрированным, например, как индивидуальный предприниматель, выплачивать налоги и т. д.
ЗАКОН ФАСу ПОМОЖЕТ
С 21 октября этого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О связи», призванные решить вышеперечисленные проблемы и оградить абонентов от СМС-спама рекламного характера.
– Согласно обновленному документу теперь мы будем работать только с двумя ответчиками: оператором связи, от которого непосредственно пришла незаконная СМС-рассылка, и заказчиком-агрегатором, имеющим с ним прямой договор на соответствующий трафик. То есть нам уже не придется раскручивать длинную цепочку из неизвестных лиц, – рассказывает Руслан Биктимиров. – Недавно в УФАС прошла встреча с руководителями мобильных операторов, работающих на территории Татарстана. Мы обсудили с ними пути взаимодействия в рамках нового закона, чтобы оперативно реагировать на СМС-спам.
Теперь СМС-сообщения должны осуществляться только с согласия абонента – на основании договора, заключенного им с мобильным оператором. Если оператор сотовой связи не сможет доказать получение такого согласия, рассылка будет считаться незаконной. Исключением являются сообщения от властных структур и оповещения о чрезвычайных ситуациях. Заказчик рассылки обязан предоставить мобильному оператору сведения о ее объеме и характере. Кроме того, запрещены «эсэмэски», идущие с федеральных номеров: получатель будет видеть номер отправителя в виде латинских букв и цифр – название организации.
К слову, под запрет законодательства попадают и телефонные звонки, при которых посредством робота-автомата вам навязываются услуги спа-салонов, интернет-связи и прочего, а также несанкционированные рекламные сообщения на электронную почту.
ЖАЛОВАТЬСЯ СТАЛО СЛОЖНЕЕ
Усложнился порядок предоставления претензии по факту получения спама. Если раньше можно было напрямую обратиться в антимонопольный орган, то теперь необходимо сначала заявиться к своим операторам сотовой связи с требованием прекратить рассылку от конкретного отправителя. В случае дальнейшего получения от него СМС-спама нужно идти к антимонопольщикам с заявлением, где следует указать наименование, местонахождение, контактную информацию рекламодателя и распространителя сообщений, период поступления СМС, с какого номера и на какой номер спам направлялся, его содержание.
Кроме того, к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих обращение к мобильному оператору с соответствующим требованием, и факт того, что после этого распространение СМС-сообщений не прекратилось. А также дать письменное согласие на получение антимонопольным органом доступа к сведениям о поступивших «эсэмэсках».
Процедура, конечно, обременительная. Но жалобщикам, не прошедшим через нее, будет отказано. Как сообщил Руслан Биктимиров на недавней пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям, если до момента вступления в силу нового закона, до 21 октября, в УФАС ежедневно регистрировалось в среднем десять обращений по поводу СМС-спама, то после – от пяти до десяти в неделю. Думается, это связано не только с тем, что незаконных сообщений стало меньше, но и с тем, что далеко не каждый гражданин решится пройти нелегкий путь по инстанциям, дабы наказать распространителя надоевшей рекламы.
Татарстанское УФАС призывает граждан быть внимательными при подписании различных договоров, заполнении анкет, пользовании инфоматами, где требуется указать номер мобильного телефона: мол, как правило, после этого количество СМС-спама возрастает. Но такая внимательность вряд ли серьезно поможет владельцам мобильников.
Во-первых, как всем хорошо известно, в России существует развитый «черный рынок» баз данных телефонных номеров. И предложения о покупке этих баз с завидной регулярностью поступают на личные адреса электронной почты, в том числе автора этой публикации. Во-вторых, участники рынка СМС-рассылок вряд ли так просто откажутся от баснословных прибылей, приносимых такой деятельностью: по некоторым данным, только за прошлый год этот бизнес оценивается в 100 млн долларов, из них 70 процентов – банковские уведомления, а из оставшихся 30 процентов львиную долю занимал как раз спам.