На зеленом берегу под семью мостами

Каскад фонтанов на Булаке – достопримечательность в Казани относительно новая. А сто лет назад уровень воды в протоке мог подняться на три-четыре метра.

Автор статьи: Алексей ИЗМОРОСИН

Фото: Оксана ЧЕРКАСОВА

information_items_10115179

Путешествие по Булаку неизменно увлекает в поучительное прошлое

Каскад фонтанов на Булаке – достопримечательность в Казани относительно новая. А сто лет назад уровень воды в протоке мог подняться на три-четыре метра.

Полуторакилометровый Булак разливался так, что становился судоходным. Мосты были непрочными, деревянными и часто разрушались.

Единственным постоянным мостом был Лебедевский, с которого сделаны оба фотоснимка. Он был возведен из камня в 1907 году по проекту Льва Хрщновича и дошел до нас в неизменном виде. Все остальные железобетонные переходы, которые мы ныне видим, появились на месте старых в середине прошлого столетия по проекту Узбека Алпарова и Ефима Брудного.

Накануне тысячелетия города все мосты на Булаке обрели свои старинные названия. Тот, что рядом с Лебедевским, стал Ложкинским (его еще называли Владимирским, так как он вел к Владимирскому собору), а те, что далее в противоположном направлении к улице Татарстан, – Романовским (виден на новой фотографии), Дегтяревским, Батуринским (или Сенным, поскольку вел к Сенному базару) и Булочным (Евангелистовским, или, по-другому, Татарским). В 2005 году было установлено семь мемориальных табличек с названиями, хотя функционирующих мостов – шесть. В устье протоки близ Кремля располагался седьмой, подъемный, мост, который сгорел в 1815 году, но в знак уважения к истории табличку с названием моста – «Жарковский» – все же вывесили.

В честь кого же назван мост Лебедевским? Дворянин, выпускник Императорского Казанского университета Александр Лебедев был в конце позапрошлого века персоной в городе весьма известной. Почетный мировой судья, председатель попечительского комитета о бедных, почетный попечитель Казанского реального училища… С 1899 по 1903 год Лебедев являлся казанским городским головой.

  • В настоящее время в Казани 39 мостов, включая железнодорожные и на транспортных развязках. Но, пожалуй, ни у одного из них нет столь легендарной истории, как у Лебедевского – первого и до революции единственного каменного на Булаке, соединяющего ныне две улицы – Джалиля и Гиззата

Статус тогдашнего председателя городской думы весьма схож с нынешним статусом мэра. Должность была выборная, и избирали городского голову в конце XIX века так же, как и нынче: голосами членов городской думы.

Когда срок Александра Лебедева на посту приближался к завершению, он задумал вместо разрушенного возвести на Булаке долговечный мост – из камня. Ведь от деревянных в городском хозяйстве – сплошные издержки для бюджета в виде постоянных расходов на текущий ремонт. Коллеги по городской думе, хоть и скрепя сердце, внесли соответствующую строку в бюджет, и в 1903 году строительство каменного моста началось.

До сооружения Куйбышевского водохранилища Булак был проточным – он соединял озеро Кабан с Казанкой. Фото из коллекции Абдуллы Дубина.История его возведения может служить выразительной иллюстрацией того, как в России за целый век ничего не изменилось и одновременно все изменилось кардинально.

То ли смета была слишком мала, то ли подрядчики с ценами намудрили, а только строительство суперсооружения, поглотив все средства, запланированные в бюджете на ремонт остальных существующих деревянных мостов, вместе взятых, встало. Казенные средства закончились. К тому времени Александр Александрович сложил полномочия городского головы, а потому утратил способность влиять на бюджет.

И тогда бывший глава города решил, что возведение объекта – дело чести. В 1907 году, спустя три года после своей отставки, Лебедев все-таки достроил мост. На свои кровные. Поговаривали, что доведение проекта до логического конца обошлось ему в 20 тысяч рублей – сумму по тем временам колоссальную.

В народе сооружение прозвали «горбатым» – за особенности своей формы в виде арки, а также «Мостом слез» – в память о незавидной финансовой участи своего строителя…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще