В Зеленодольске проходит уникальный в масштабах России эксперимент – учащимся раздали банковские карты
Подтвердить присутствие ребенка на уроках, безналично оплатить обед в школьной столовой, проезд в городском транспорте или покупки в продуктовом магазине – все это позволяет сделать мультисервисная банковская карта школьника. С апреля нынешнего года в пилотном режиме проект «Школьная карта» реализуется в двенадцати учебных заведениях Зеленодольска.
На входе в зеленодольский лицей №1, как и в других школах города, недавно появился так называемый инновационный привратник – своего рода электронный турникет, только без заградительных рамок. Ребенок прикладывает к нему карту (или специальный браслет – их вместо карт выдают ученикам начальных классов), и сигнал о том, что он зашел в школу, тут же идет на пульт охраннику (где высвечивается даже фотография школьника), на компьютер классному руководителю, а родителям приходит смс-уведомление с точным временем прохода. Такая же смс приходит, когда ребенок из школы вышел.
Родителям так, конечно, спокойнее, а вот школьнику сбежать с уроков теперь просто так не получится… Правда, если карту забыть дома, поясняет заместитель директора лицея Алсу Вафина, в школу все равно пустят. Да и выйти без карты тоже можно. Но нужно учесть, что каждого, кто проходит через рамку «привратника», умная система фотографирует, так что в случае необходимости отследить, кто и во сколько зашел в здание школы и вышел из него, несложно.
Но абсолютное большинство детей, по словам педагогов, все же карты и браслеты не забывают. Таким образом утром у классного руководителя в компьютере появляются данные – сколько человек присутствуют на уроках. Ориентируясь на эти цифры, он пересылает заказ заведующей школьной столовой – сколько детей будут обедать. Оплата обеда производится все с той же карты/браслета. Причем учитель у себя на мониторе видит, хватит ли сегодня у его ученика денег, чтобы расплатиться за обед, – карты, на которых недостаточно средств, отмечены красным цветом. Хотя это не значит, что школьник останется голодным. Его могут накормить либо в долг (пометив платеж завтрашним числом и напомнив родителям о необходимости пополнить счет), либо на 5 рублей 80 копеек, которые субсидирует бюджет республики на питание каждого школьника (на эти деньги, поясняет Алсу Вафина, ученик может съесть кашу, хлеб и чай).
– Помню, как мы раньше бегали со всех этажей в столовую со списками, с деньгами… – вспоминает Алсу Низамовна. – Теперь все гораздо проще, учитель руководит процессом, не отходя от рабочего места.
В пилотном проекте «Школьная карта», рассказывает первый заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов, задействованы 12 общеобразовательных школ Зеленодольска и 19 учреждений дополнительного образования. В дополнительном образовании карта используется для учета посещаемости. Приходя на занятие, ребенок прикладывает карту к планшету преподавателя, информация о реальном количестве учеников затем анализируется в Минобрнауки, дабы понять, какие кружки и секции действительно востребованы. В будущем это, говорят в министерстве, приведет к перераспределению средств в образовательной сфере – ведь тот, у кого реальная нагрузка больше, и получать должен соответственно…
Но вернемся непосредственно к школьной карте. Запустить проект в действие Минобрнауки смогло в сотрудничестве с «Ак барс»-банком и платежной системой MasterCard. Около 80 процентов средств для запуска зеленодольского «пилота» было выделено из бюджета республики. Впрочем, отмечает Андрей Поминов, большая часть этих денег пошла на инфраструктурное обеспечение школ компьютерным оборудованием, которое и так предполагалось туда поставить. Всего же пилотный проект потянул чуть более чем на 10 миллионов рублей.
Систему инновационного «привратника» разработали в казанском IT-парке (говорят, подобной больше нет нигде – по крайней мере, в России), техническое сопровождение проекта осуществляет республиканский Центр инновационных технологий. У «Ак барс»-банка был большой опыт работы с мультисервисными картами – достаточно вспомнить универсальную карту волонтера, которая действовала во время Универсиады-2013. Одним словом, поясняет Андрей Поминов, в республике была наработана отличная инфраструктура, которая позволила начать проект, какого пока больше нет ни в одном российском регионе.
Школьных карт на каждого ребенка приходится на деле две – одна у родителей, другая у ученика. Обе привязаны к одному счету. На детской – полная информация о владельце: ФИО, школа, класс, фотография. Пополнять карту родители могут, например, в школьном фойе – для этого там теперь установлены инфоматы системы «Электронный Татарстан». Кроме того, карту школьника можно привязать к своему личному кабинету на республиканском портале госуслуг, и тогда в удаленном доступе можно не только перечислять на нее деньги, но и контролировать все расходы своего ребенка, а при необходимости блокировать карту. Минимум средств, который должны обеспечить родители, – чтобы хватало на школьное питание. Максимум – на усмотрение взрослых, ведь по школьной карте можно ездить в транспорте, покупать продукты в магазинах, да и в той же школьной столовой купить в дополнение к обеду какой-нибудь пирожок или компот. Кстати, о том, что ел ребенок на обед, тоже сообщат родителям эсэмэской – вплоть до того, сколько в этом обеде было калорий.
– Нашу семью такая система очень устраивает, – говорит Наталья Гаттарова, у которой в лицее №1 учатся две дочери – в
5-м и 11-м классах. – Муж кладет деньги на карты, потом следит, на что они расходуются. К тому же мы в реальном времени видим, что дети действительно находятся в школе и с ними все хорошо.
Впрочем, не все родители вначале были так лояльны к нововведениям.
– Если сегодня они в среднем оценивают новую систему на четыре балла из пяти, то в самом начале эта оценка была раза в два ниже, – говорит Андрей Поминов.
Например, некоторые родители из религиозных соображений отказались фотографировать детей на карту. Им по-
шли навстречу и выдали документ без фото. В 1-м лицее один из родителей – также по религиозным мотивам – вначале вообще отказался от карты (заметим: всего один на 1200 учеников). Но потом на ее получении настоял сам школьник. Детям по-нравилась возможность пользоваться безналичными платежами. По данным Минобрнауки, уже сегодня четверть учащихся активно используют карту вне школы – в транспорте и магазинах. Тем более что действует она по технологии PayPass – платеж в одно касание, когда пластик даже не надо выпускать из рук.
А вот у родителей вопросы к новшеству могут возникнуть и позже. Ведь, скажем, смс-уведомления на мобильные им пока приходят бесплатно, а с 1 января 2015 года за них будут ежемесячно сниматься деньги, пусть и небольшие. Правда, так называемые push-уведомления, которые приходят на смартфоны при наличии специальной программы, останутся бесплатными, как и сообщения на электронную почту. И за обслуживание карты банк тоже денег не берет. Впрочем, отмечает Андрей Поминов, родительскую реакцию на новый проект еще предстоит проанализировать. Почему он пока не заслужил у взрослых твердой «пятерки»? Какие сложности возникнут, если проект будут расширять на всю республику? Пока ответить никто не берется, ведь школьную карту начали внедрять в конце прошлого учебного года, и, чтобы делать какие-то выводы и прогнозировать дальнейшее распространение эксперимента, нужно подождать хотя бы до конца текущего полугодия.
В то же время преимущества нововведения для Минобрнауки очевидны уже сейчас: автоматизация отчетной информации, уход от наличного расчета в школах, повышение безопасности при инкассации и безопасности школы в целом…
Между тем и для детей, полагает вице-президент компании MasterCard в России Галина Ганеева, новый инновационный проект не менее полезен. Они учатся жить в системе безналичных платежей, планировать свой бюджет. А это фактически уроки финансовой грамотности – науки, которую не проходят в школе, но которая так необходима любому современному человеку.