В Галерее современного искусства в Казани открылась выставка уникальных фотографий времен Первой мировой войны из коллекции Мультимедиа Арт музея (бывший Московский дом фотографии).
В экспозиции под названием «Забытая война» представлены малоизвестные снимки безымянного фотографа из Духовщинского полка, сделанные на фронте в 1916 году. На фотографиях запечатлены учения, боевые действия, но преимущественно все-таки бытовые сцены: солдаты пишут письма домой, покупают продукты у крестьян, играют в снежки, празднуют Рождество… Такое впечатление, что автор снимков – не профессиональный фотограф, а такой же обычный солдат, который просто снимал для себя то, что казалось ему интересным. То, что фотографии сохранились, – большая удача. Снимки хоть и небольшие, но в каждом из них есть настроение, «прочитываются» отношения и характеры.
Фотовыставка посвящена 100-летию начала Первой мировой войны и наглядно демонстрирует, что всеобщая, «большая история» состоит не только из важных, поворотных событий и личностей правителей и полководцев, но и из линий жизни простых и на первый взгляд ничем не примечательных людей.
Первой войной, которую запечатлела фотография, изобретенная в 1839 году, была Крымская война (1853 – 1856). Фотографу Роджеру Фентону по заказу королевы Виктории было поручено запечатлеть войну благородную, где нет места чрезмерно натуралистическим, а значит, неэстетическим сюжетам. Вот и фотолетопись Первой мировой подтверждает: человек ко многому привыкает, приспосабливается, и даже на войне жизнь идет своим чередом, не обделяя людей маленькими радостями. И в этом превращении абстрактного в конкретное, а страшного в повседневное – особая сила воздействия фотографии.
- То, что фотографии сохранились, – большая удача. Снимки хоть и небольшие, но в каждом из них есть настроение, «прочитываются» отношения и характеры
Многие экспонаты выставки «Забытая война» по форме представляют собой фотооткрытки. Это объясняется тем, что в годы Первой мировой войны было приостановлено производство дорогих видов бристольского картона, на который раньше наклеивались фотографии. Поэтому фотографы-любители и даже некоторые профессионалы стали использовать заготовки для фотооткрыток – плотную фотобумагу небольшого формата, которую не нужно наклеивать на картон, а компактный и стандартный размер фотографий позволял отправлять их по почте или носить с собой.
При знакомстве с подобными камерными выставками важно обращать внимание на детали – все они не случайны и позволяют глубже погрузиться в эпоху.