Интеллектуальные транспортные системы помогут уменьшить количество аварий на дорогах
В прошлом году в ДТП на дорогах России погибли 27 тысяч человек – население небольшого города. Снизить эту печальную статистику призваны интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Часть из них – на пороге внедрения, а некоторые уже успешно помогают водителям на дорогах страны. Татарстан – в авангарде процесса, отрадно, что ряд «умных» сервисов был разработан республиканскими компаниями.
ЭРА ГЛОНАСС
Представим ситуацию: ночь, неосвещенная дорога, на повороте автомобиль вылетает в кювет и переворачивается, водитель теряет сознание. Если движение небольшое, то ДТП может долго оставаться незамеченным, а пострадавший водитель – умереть, не получив медицинской помощи вовремя. Совсем по иному сценарию эта же ситуация будет разворачиваться, если автомобиль оснащен терминалом системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». При ДТП устройство само подаст сигнал бедствия, только не морзянкой отстучит SOS, а отправит сообщение по сотовой связи. В нем будет полная информация – координаты ДТП, которые определятся по спутникам ГЛОНАСС, время аварии и номер транспортного средства. Оператор системы может установить двустороннюю связь с водителем (если он в сознании) и уточнить подробности. После этого информация поступает в систему экстренного реагирования «112» и на место аварии направятся необходимые спецслужбы – МЧС, скорая помощь, ГИБДД. Обкатка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в пилотных регионах показала, что она сокращает время ожидания помощи при авариях до 30 процентов. А ведь иногда буквально от считаных минут зависит спасение человеческой жизни.
Запуск этой системы в России произойдет 1 января следующего года. В новых моделях автомобилей терминал системы будет входить в обязательную комплектацию. Среди продукции АвтоВАЗа первой ласточкой должна стать Lada Vesta. А с 2017 года все выпускаемые на территории России автомобили оборудуют подобными терминалами. Их будут устанавливать и на уже эксплуатируемый автотранспорт, цель – до 2020 года охватить системой весь российский автопарк. Кстати, она интегрирована с европейской «сестрой» – eCall. В перспективе к проекту может присоединиться Китай.
На разработку системы было затрачено около 4 млрд рублей. Парадокс в том, что на ее эксплуатацию в 2015–2016 годах в федеральном бюджете средств не предусмотрено. На прошедшем 8 октября заседании Президиума Госсовета России в Новосибирске Президент Владимир Путин дал указание представителям экономического блока Правительства изыскать средства на работу системы. По его словам, бросать на полпути подобные проекты, на которые израсходованы миллиарды рублей, – неправильный, негосударственный подход.
РАЗГРУЗИТ ПРОБКИ НА ДОРОГАХ
Последние наработки в области интеллектуальных транспортных систем были продемонстрированы на прошедшем в казанском IТ-парке международном семинаре 15–16 октября. На открытии форума Премьер-министр Ильдар Халиков подчеркнул, что при существующих темпах автомобилизации без внедрения интеллектуальных транспортных систем невозможно обеспечить необходимый уровень комфорта и безопасности. Стоит отметить, что часть представленных на семинаре сервисов разработана и внедрена в Татарстане в сферах обеспечения безопасности передвижения, доступности транспортной инфраструктуры и улучшения экологической обстановки.
С одной из «умных» разработок, а именно адаптивной системой управления дорожным движением (АСУДД) города Казани, наши водители хорошо знакомы. Как рассказал корреспонденту «РТ» руководитель проекта Роман Егоров, систему начали внедрять во время интенсивной подготовки Казани к Универсиаде-2013. Задача была поставлена так: увеличить пропускную способность городских дорог без расширения их полотна. Сейчас система охватывает 130 светофоров города. Датчики на них определяют количество движущихся по разным направлениям автомобилей, и в зависимости от этого регулируется продолжительность горения зеленого света. Более плотный поток машин получает более длинный зеленый свет. Анализ показал, что после внедрения АССУД пропускная способность перекрестка увеличилась на 20 процентов. В результате сокращаются время в пути (особенно в часы пик) и вредные выбросы в атмосферу.
За основу казанской системы был взят опыт Турина (Италия). «Мы рассматривали несколько систем, туринская нам понравилась тем, что она открытая и позволяет подключать дополнительные модули в зависимости от нужд города. Например, внедрить в нее систему видеофиксации или ввести приоритетный проезд общественного транспорта», – пояснил Роман Егоров. По его словам, система приоритетного проезда общественного транспорта была уже апробирована на улице Карла Маркса. Результаты очень хорошие – средняя скорость движения автобусов и троллейбусов увеличилась на 80 процентов.
ЗДЕСЬ – ЗНАК «ОБГОН ЗАПРЕЩЕН»
Наверняка многие водители сталкивались с тем, что даже на хорошо знакомой дороге из-за собственной невнимательности не замечали запрещающего знака. А потом по почте получали «письмо счастья». Еще сложнее ориентироваться в незнакомом городе.
Сэкономить на штрафах и повысить комфортность езды призвана разработка RoadAR. Это бесплатное приложение можно скачать на свой смартфон (пока только на операционной системе Аndroid, в будущем появится и для iOS) и установить телефон в держатель на лобовом стекле. А дальше начинается «магия». С помощью видеокамеры смартфон «сканирует» дорогу и в режиме реального времени предупреждает о запрещающих знаках. В результате вы видите: впереди – железнодорожный переезд, а тут – обгон запрещен, здесь – нельзя парковаться и так далее.
В базе данных системы более 900 тысяч знаков по дорогам России. Столь подробной базы, как утверждают разработчики, нет даже в ГИБДД. А пополняют ее… сами автомобилисты, пользующиеся установленным на смартфоне приложением. Достаточно один раз проехать по дороге, и знаки на ней будут занесены в базу, и уже все остальные водители будут предупреждены. Чем больше пользователей – тем подробнее карта. Приложение уже скачали 50 тысяч раз, и это только начало. Отрадно, что новаторская идея реализована казанской компанией, которая была резидентом бизнес-инкубатора IT-парка.
«Следующий наш шаг – создание собственной навигации в режиме добавленной реальности. То есть на экране смартфона вы увидите, куда вам нужно ехать, причем это будет картинка реальных улиц с наложенным маршрутом, а не схематичная карта, как в навигаторах. Вы увидите нужный поворот «как он есть» и не сможете ошибиться», – рассказал директор компании-разработчика RoadAR Марат Башлыков. По его словам, скоро приложение научится распознавать частично перекрытые знаки, а также ямы и «лежачих полицейских». Еще одна перспективная функция – голосовая озвучка важных знаков в нужный момент.
Однако хочется лишний раз напомнить водителю: «На умные дороги надейся, а сам не плошай». Ведь даже самые интеллектуальные системы не способны пока заменить главного участника дорожного движения – человека.