Дуэль: Лермонтов и XXI век

Ни один юбилей Лермонтова не отмечался в России широко. И тому были объективные причины. Достаточно назвать годы, на которые выпадали памятные даты: 1914-й, 1941-й, 1991-й… Но уж нынче, в Год культуры в преддверии Года литературы в России), вроде бы ничто не мешало воздать должное «сумеречному гению» русской поэзии, не обласканному ни современниками, ни ближайшими потомками.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: Коллаж Олега ПЕПЛОВА

information_items_10114978

Неюбилейные заметки о праздновании 200-летия со дня рождения поэта

Ни один юбилей Лермонтова не отмечался в России широко. И тому были объективные причины. Достаточно назвать годы, на которые выпадали памятные даты: 1914-й, 1941-й, 1991-й… Но уж нынче, в Год культуры в преддверии Года литературы в России), вроде бы ничто не мешало воздать должное «сумеречному гению» русской поэзии, не обласканному ни современниками, ни ближайшими потомками.

ФЭНТЕЗИ ОТ ПОТОМКОВ

Президентский указ о праздновании 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова вышел еще в 2011 году, и предполагалось, что это событие по своему размаху не будет уступать пушкинскому юбилею. Тогда, как мы помним, волна приношений Пушкину буквально накрыла Россию еще задолго до юбилейной даты и долгим эхом прокатилась по всему миру. С Лермонтовым – ничего подобного. Основные торжества прошли вдали от столиц – в Тарханах (Пензенская область), Пятигорске, Грозном… Даже в высказываниях министра культуры Владимира Мединского промелькнула мысль, что, дескать, Лермонтов больше принадлежит Кавказу. По его словам, именно кавказский период жизни поэта представляет собой «сгусток интересных тем». Это и война, и творчество, и трагическая гибель, и кавказский вопрос… Министр обещал, что к юбилею Лермонтова будет снят фильм, где все это найдет осмысление и достойное воплощение. Был даже объявлен конкурс на лучший киносценарий, но по каким-то причинам данный проект не состоялся.

Зато в юбилейные дни был презентован фильм Дениса Банникова «Дуэль. Лермонтовъ – Пушкинъ», действие которого происходит в Петербурге в 1857 году. По прихоти авторов Россия одерживает победу в Крымской войне, а Пушкин и Лермонтов хоть и в летах, но пребывают в полном здравии. Пушкин окончательно отошел от вольнодумства, хорошо издается и участвует в создании заказной и помпезной «Истории Дома Романовых». Лермонтов предстает в фильме побитым жизнью майором в отставке. Он так и не обзавелся семейным очагом, зато участвовал в бесчисленных дуэлях и волочится за дочерью Пушкина. Все, что у него есть, – бабкино имение и права на «Маскарад», который все реже идет на сцене. Встретившись в светском салоне, Пушкин и Лермонтов развлекаются игрой в буриме, но между ними происходит ссора, и поэтическая дуэль переходит в настоящую. Вот такое псевдоисторическое фэнтези от благодарных потомков.

  • Несколько лет назад командование Северо-Кавказским военным округом наградило гвардии поручика М.Ю.Лермонтова почетным знаком «За службу на Кавказе». И некий символический смысл в этом есть

КАВКАЗСКИЙ «ПЛЕННИК»

Может, и правда, Лермонтов для Кавказа значит больше, чем для всей остальной России? По крайней мере, память о великом поэте здесь всегда чтили и чтут. Лермонтову здесь поставлено больше памятников, чем во всех других российских регионах, вместе взятых, включая Москву и Санкт-Петербург. Самый первый был установлен в Пятигорске в 1889 году (скульптор – Александр Опекушин). Последний на сегодняшний день из российских памятников открыли в сентябре прошлого года в Кабардино-Балкарии, в городе Тереке. Памятники Лермонтову установлены также в Кисловодске, Владикавказе, Грозном, Нальчике, Ставрополе, Геленджике и Тамани. Малоизвестен и такой любопытный факт: несколько лет назад командование Северо-Кавказским военным округом наградило гвардии поручика М.Ю.Лермонтова почетным знаком «За службу на Кавказе». Звучит немного странно, но некий символический смысл в этом есть. Как известно, Лермонтов действительно был участником боевых действий на Кавказе, и за исключительную храбрость его неоднократно представляли к награде, но Николай I неизменно вычеркивал его имя из наградных списков.

…Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда не по своей воле. В первый раз – еще мальчиком десяти лет, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, повезла слабого здоровьем внука на воды. А в период обеих ссылок Лермонтова на Кавказ именно Елизавета Алексеевна была самым настойчивым и неутомимым ходатаем перед власть имущими за опального Мишеля. Так, благодаря хлопотам бабушки первая ссылка, в 1837 году, длилась всего несколько месяцев.

Несмотря на кратковременность службы, Лермонтов объехал весь Кавказ и даже начал изучать «татарский язык» те годы так называли все тюркские языки), который «здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе…» (из письма С.А.Раевскому). Навсегда вошла в его сердце и природа Кавказа. Он признавался, что готов «целую жизнь» сидеть и любоваться ее красотой. Из первой ссылки Лермонтов привез массу новых произведений. Среди них – «Герой нашего времени», «Мцыри», «Ашик-Кериб» и многие другие. Именно на Кавказе он стал тем Лермонтовым, которого знают во всем мире.

  • Почти в каждом городе Татарстана есть улица Лермонтова, но нет ни одного памятника ему. Скажем, почему бы не установить хотя бы скромный бюст поэта в одном из казанских скверов?

Вместе с тем после возвращения с Кавказа он сильно изменился «в нравственном отношении». Былая юношеская веселость исчезла, и даже светские дамы замечали «черную меланхолию» на его лице. Чтобы пролить свет на тогдашнее состояние Лермонтова, часто приводят его знаменитые строки о Печорине: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…»

Лермонтов вернулся на Кавказ весной 1841 года, а уже в июле в Пятигорске случилась их дуэль с Мартыновым.

* * *

Единственный в юбилейном году памятник Лермонтову установлен вообще не в России, а в небольшом шотландском городке Эрлстон – в память о том, что русский род Лермонтовых берет свое начало от шотландца Георга Лермонта, который в начале XVII века поступил на службу в русскую армию. Родоначальником же этой фамилии считается один из национальных героев Шотландии – Томас Стихотворец, живший в XIII веке. Несмотря на то что большинство шотландцев, скорее всего, никогда даже не слышали о поэте Лермонтове (как большинство россиян – о его шотландских корнях), им явно пришлась по душе версия о том, что русский гений наследовал поэтический дар от своего шотландского предка.

КАЗАНСКАЯ ТЕТРАДЬ

В столице Татарстана юбилей Лермонтова скромно отметили музыкально-театрализованным «Демоном», который уже звучал в ГБКЗ им.С.Сайдашева четыре года назад. Ну и выручили, как всегда, библиотеки и школьные учителя словесности, подготовившие к юбилейной дате тематические выставки и викторины. По крайней мере, можно быть спокойным: в школах Лермонтова пока еще проходят. Другое дело, что никто, к примеру, не задался вопросом: давно ли на казанской сцене ставился лермонтовский «Маскарад» и когда в последний раз поэта переиздавали на татарском – в переводах Тукая, Дэрдменда, Сунчелея? Никто не обратил внимания и на такую деталь: почти в каждом городе республики есть улица Лермонтова, но нет ни одного памятника ему. Скажем, почему бы не установить хотя бы скромный бюст поэта в одном из казанских скверов? По меньшей мере, было бы куда цветы возложить.

Пушкин всего на три дня задержался в Казани, а разговоров вокруг этого хватает до сих пор. Лермонтов до наших краев не доехал, просто не успел, был убит на дуэли в 27 лет. А потому – никаких зацепок для краеведов. Может, в этом все дело? Правда, существует так называемая казанская тетрадь Лермонтова, которую в свое время нашел и ввел в научный оборот Ираклий Андроников. Но сегодня эта почти детективная история если бы и могла кого-то увлечь, то разве что таких же, как он, упертых и неутомимых лермонтоведов «до мозга костей». А в современной России их почти не осталось. И это, думается, одна из причин того, что в XXI веке образ Лермонтова-дуэлянта, «холодного, желчного человека», единственной целью которого было «испортить всем настроение», практически уже вытеснил из общественного сознания не только Лермонтова-поэта, воина, но и Лермонтова-пророка.

В сегодняшней жизни нашей страны, испытывающей по известному выражению «явный дефицит духовных скреп», происходит не так уж и много событий, способных вернуть нам былое ощущение культурной общности. Одним из них, наверное, мог бы стать 200-летний юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова, поэзия которого вобрала весь восторг и всю горечь прозрения будущего России. Но оказалось, что и двухсот лет мало для понимания глубинного смысла этих пророчеств.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще