Таможня – за открытость

Любой контроль вызывает у нас не лучшие чувства. Даже если контролируют деньги и товар, которые вы перемещаете через госграницу. Процедура контроля не становится более приятной от того, что 60 процентов занятых в таможенной службе – женщины. Но сегодня татарстанские таможенники демонстрируют такую удивительную скорость – не более пяти секунд, – что законопослушные пассажиры фактически не замечают, как пересекают границу. Недавно журналисты республиканских СМИ пообщались с таможенниками в аэропорту Казани и узнали много интересного.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

information_items_10114952

Любой контроль вызывает у нас не лучшие чувства. Даже если контролируют деньги и товар, которые вы перемещаете через госграницу. Процедура контроля не становится более приятной от того, что 60 процентов занятых в таможенной службе – женщины.

Но сегодня татарстанские таможенники демонстрируют такую удивительную скорость – не более пяти секунд, – что законопослушные пассажиры фактически не замечают, как пересекают границу. Более миллиона пассажиров прошло эту процедуру в международном аэропорту «Казань» за прошлый год, что само по себе является рекордом по всему ПФО. И в адрес таможенников не было ни одного нарекания в связи с неоправданной задержкой. В 2014-м, по прогнозам таможенников, пассажиропоток увеличится на 20 процентов. Как людям в погонах удается справляться с такой лавиной улетающих и прибывающих? Тайны из этого они не делают.

Недавно журналисты республиканских СМИ пообщались с таможенниками в аэропорту Казани и узнали много интересного. Начальник Татарстанской таможни Альберт Мавликов выставил только два условия: не беспокоить пассажиров и не мешать работе службы. Требования разумные, так что журналистская братия не стала перечить генерал-майору.

Три терминала функционируют здесь, каждый является международным пунктом пропуска. Мы оказались в аэропорту во время прибытия «благополучного» – туристического рейса, пассажиры которого, как правило, не доставляют хлопот. Неблагополучными же являются наркоопасные направления – Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Таможенный контроль этих рейсов проводится более тщательно – с использованием сложных технических средств, с привлечением кинологов.

Пока мы ждали высадки туристов из Шарм-эль-Шейха, Альберт Мавликов рассказывал:

– Сейчас на борт поднимается представитель Роспотребнадзора, цель которого – выявление инфекционных больных. Если на борту все в порядке, к работе приступят сотрудники пограничной службы, которых интересует все, что касается личности каждого гражданина.

После прохождения пограничного контроля к работе приступают таможенники.

«Я прохожу, и я заявляю»

В былые времена каждый обязательно заполнял таможенную декларацию. Сейчас пассажир сам выбирает, заполнять декларацию и проходить по красному коридору либо идти по зеленому без заполнения документа. Красный коридор предусмотрен для тех, кто имеет товары, ввоз-вывоз которых ограничен, запрещен или облагается таможенными платежами. Зеленым пользуются те, кто перевозит товары на сумму не более 10 тысяч евро и весом до 50 килограммов.

«Пересечение границы зеленого коридора по своему юридическому значению приравнивается к заявлению сведений об отсутствии того, что нужно декларировать. Это так называемое декларирование действием: „Я прохожу, и я заявляю“, – разъяснил Альберт Мавликов.

Тем не менее выборочный контроль существует. Туристические направления, такие как Турция, ОАЭ, Таиланд, популярны и среди бизнесменов, которые пытаются беспошлинно провезти коммерческую партию товара под видом предназначенных для личного пользования. И если у таможенника возникают подозрения, что по зеленому коридору отправился пассажир с товаром, подлежащим декларированию, он в рамках своих профессиональных обязанностей должен досмотреть багаж. 

– Иногда нам говорят: «Интересно, наверное, рассматривать чужие вещи», – делится первый заместитель начальника Татарстанской таможни Максим Чмора, экс-начальник таможенного поста «Аэропорт Казань». – Но что может быть интересного в носильных вещах граждан, приезжающих к нам, например, на заработки?!  

С трудностями и неприятностями процедуры досмотра багажа может сравниться разве что личный досмотр. Это исключительная и самая сложная форма таможенного контроля, потому что связана с досмотром тела, включая осмотр волос, полостей рта, ушей и так далее. Процедура проводится только с разрешения начальника таможенного органа при наличии веских оснований, зачастую – с привлечением медицинского работника.

Чтение по лицу

– Существует целый комплекс мероприятий, позволяющих вовремя выявлять людей с противоправными намерениями. Таможенный контроль начинается не с досмотра личных вещей, багажа, упаковок, не с просвечивания интроскопом, а с наблюдения. Мы очень серьезно относимся к подготовке наших специалистов. Они владеют не только сложными техническими средствами контроля, но и обучены технологии профайлинга, которая позволяет дистанционно определять потенциальную ложь, недостоверность. Наблюдая, молниеносно анализируют мимику, жесты, звучание голоса, нетипичное для данного типа людей поведение – все в комплексе, – признался Альберт Мавликов. – Однако, даже пройдя тренинги и прочитав множество книг, далеко не каждому удается стать настоящим специалистом. Нужно обладать особенными психологическими способностями.

Действительно, зал с пассажирами полностью просматривается с рабочего места инспекторов. Вот один из них, казалось бы, отстраненно сидит, а другой невозмутимо стоит в сторонке. Но это впечатление обманчиво. Они наблюдают: кто с кем прибыл, кто спокоен, а кто нервничает, кричит на детей… Почему? Возможно, есть предпосылки…

Милая девушка в форме спрашивает: «Не везете ли чего запрещенного, подлежащего декларированию?» Пассажир отвечает: «Нет, конечно. Все, что следует, я задекларировал». А таможенница читает по его лицу: «Так я тебе и сказал… Три лишние бутылки водки везу». Все, попал! Досмотра багажа ему не избежать. Кстати, более 40 процентов нарушений связаны именно с превышением ввоза допустимого объема алкоголя, и все они, как правило, выявляются «чтением по лицу».

Пассажир не имеет права отказаться от таможенного контроля. А таможенник вправе без объяснения причин остановить любого человека, выбравшего зеленый коридор, и предложить ему пройти процедуру досмотра. И если выявятся товары, подлежащие письменному декларированию, то в действиях лица, выбравшего зеленый коридор, будут усматриваться признаки административной или уголовной ответственности. У нарушителя изымается незадекларированный товар, составляется протокол, заводится административное дело, которое затем передается в суд. Суд принимает решение: конфисковать изъятое, наложить штраф либо применить обе меры одновременно.

Увы, русское «авось», похоже, становится характерной чертой ментальности всех народов, населяющих Россию. А потому 98 процентов людей, пойманных таможенниками с поличным, ссылаются на незнание закона, просят о прощении, невинно умоляют не составлять протокол.

Существуют граждане, которые практически полностью обделены контролирующим вниманием таможенных служб. Это лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. В республике немало таковых. Не подлежат досмотру ни они сами, ни их багаж в том случае, если отсутствуют достаточно очевидные основания. Таких оснований, по словам Альберта Мавликова, в практике казанского аэропорта не было ни разу.

Без погон и с хвостом

К досмотрам туристических рейсов, как уже говорили, не привлекаются кинологи, но на этот раз мирно ехавшие на транспортерной ленте вещи пассажиров «благополучного» рейса, «осмотрела» служебная собака. Лабрадор Керри служит на таможне в числе пятерых собратьев. Кстати, здесь в основном именно лабрадоры, хотя порода не имеет особого значения, главное – личные характеристики. Как рассказал начальник кинологического отдела таможни Борис Кашеваров, все их собаки имеют добрый нрав, ведь доброжелательность, игривость наряду с острым нюхом и умом – основные требования к псам, которым приходится «работать с населением».

Контроль в аэропорту стал либеральнее, но без выборочных проверок багажа не обойтись.Борис Кашеваров развеял миф о том, что на наркотики собак натаскивают, специально подсаживая… на подобные вещества. Или наоборот: поработав на этом направлении, собаки сами в итоге становятся зависимыми. Оба утверждения неверны. Собак учат связывать искомый запах с пищей, а чаще (чтобы не отвлекались на пищевые запахи) – с игрушкой. Вот и солидная, взрослая Керри «работает за игрушку», которую ей дают в качестве поощрения после того, как она обнаруживает наркотическое вещество. Такой сотрудник – мечта любого работодателя, ведь на службу Керри ходит, вернее ездит, в служебной машине как на праздник, а работа для нее – просто игра. 

Керри «завербовалась» в таможню вместе со своей хозяйкой Ольгой, с которой раньше работала в полиции. Но чаще всего собаки начинают служить щенками после трехмесячного обучения в специализированных заведениях. Их «закрепляют» за кинологом, который становится другом и хозяином, тренером и сослуживцем. Проживают псы в специальном вольере, работают посменно. Средний «рабочий стаж» животного составляет 8–10 лет, после чего его «списывают на пенсию».

Для чего нужны ТСТК

Керри, несомненно, была в тот день фавориткой, но не меньший интерес у нас вызвали сложные технические средства таможенного контроля, или, как их называют специалисты, ТСТК.

Интроскоп, рамки, ручные металлоискатели, тепловизоры – с этими средствами контроля знаком, пожалуй, каждый, кто летал международными рейсами. Но в тот день нас пустили в святая святых – в комнату, где хранятся наиболее сложные ТСТК. Мы увидели в действии видеоскоп «Крот» и портативную телевизионную систему досмотра «Авиатор», которая позволяет видеть скрытые полости воздушного судна. Другой сложный прибор – рентгеносканер скрытых полостей – носит детективное имя «Ватсон». Его «взор» проникает туда, куда в обычной ситуации можно добраться, лишь разрушив конструкцию. «Ватсон» и «Авиатор» используются редко, при особой надобности.  

Законопослушным пассажирам вряд ли доведется ознакомиться с досмотровой рентгенотелевизионной техникой Hi Skan. А нам ее продемонстрировали: инспектор, глядя на высветившиеся на экране цветные контуры, мгновенно определил, что находится в сканируемом багаже.

Любопытно было заглянуть и в химическую лабораторию. Здесь есть приборы, которые позволяют определять состав металла, пробу золота, качество драгоценных камней. Нам рассказали об интересном случае. Один житель Армении, будучи законопослушным гражданином, задекларировал перстень, усыпанный алмазами. Он понимал, что делает это для своего же блага: задекларировав печатку, при возвращении на родину сможет беспрепятственно вывезти ее. Таможенники в свою очередь должны были идентифицировать металл и проверить бриллианты на предмет их подлинности с тем, чтобы в Российской Федерации не произошло подмены. Однако прибор идентификации драгоценных камней показал, что больше половины бриллиантов поддельные. Гражданин не смог, да и не пытался скрыть своего расстройства: он искренне верил в то, что все камни настоящие, ведь печатку, как он пояснил, ему под заказ сделал знакомый ювелир.

А вот к детекторам банкнот и воздуха таможенники обращаются каждый день. Всегда, как только пассажиры наркоопасных направлений входят в зал, включается ионно-дрейфовый детектор «Кербер». Дистанционно сканируется все пространство, что позволяет обнаруживать в воздухе пары и мелкие частицы взрывчатых или наркотических веществ. Этот прибор, увы, не может конкретно указать на человека, пытающегося провезти опасный груз, но в будущем году, сообщили таможенники, за счет федерального бюджета они обзаведутся суперсканерами, которые смогут точно определять этот источник.  

При таком уровне контроля наивно выглядят попытки пассажиров провезти золотые изделия в том же печенье, полагая, что фольга экранирует радиоволны и скрывает припрятанное. Так же тщетны старания пассажиров спрятать валюту в одежде, в музыкальной или оргтехнике. 

Таможня открыта к диалогу

Журналистов приятно удивила откровенность, с какой таможенники рассказывали о работе, «примочках» и секретных приборах. Альберт Мавликов так объяснил позицию своего ведомства:

– Мы стремимся к тому, чтобы нарушений стало как можно меньше, у нас нет плана по «поимке преступников». Наша цель – не допустить беспошлинного провоза товаров, а также полностью перекрыть трафик наркотических и других запрещенных средств через этот аэропорт.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще