Из жизни современных детей практически ушли дворовые игры
Вышибалы, разрывные цепи, штандер – если у старшего и среднего поколения россиян эти названия популярных некогда дворовых игр вызывают массу эмоций и воспоминаний, то вот молодым, а пуще того – детям, скорее всего, они незнакомы. И это печально. Более того, утверждают психологи, – это тревожно. Наши дети разучились играть. А ведь именно в игре маленький человек учится творить, общаться, соотносить собственные потребности с общими правилами, радоваться победам и делать правильные выводы из поражений…
Венера Якупова, главный редактор газеты «Казанские ведомости», несколько лет назад обратилась к читателям с просьбой присылать в газету описание их детских игр. Письма шли со всей республики, игр набралось аж 132! Такого количества не назовет даже самый счастливый ребенок из советского прошлого, ведь оказалось, что буквально в каждом районе присутствовал какой-то свой игровой «эксклюзив». В итоге появилась на свет книга «Музей детства в Казани», где все эти игры представлены, а также высказана идея о создании того самого музея – большой игровой площадки, куда могли бы приходить и дети, и родители.
– О таком проекте, как и о книге про игры, я впервые задумалась в стокгольмском «Юнибакене» – музее Астрид Линдгрен, где подобное игровое пространство успешно действует и пользуется огромной популярностью, – говорит Венера Якупова. – К сожалению, у нас такого нет – и не только в Казани, но и вообще в России. Более того, когда нам начали присылать игры, мы обнаружили, что все они относятся к периоду до девяностых годов прошлого века, а потом дети просто перестали играть…
Озабоченность журналиста этим фактом разделяют в первом в республике частном детском саду «Егоза».
– Из жизни наших детей практически ушел двор, – говорит его руководитель Наталья Реснянская. – А ведь именно там могли собраться дети разных возрастов, старшие учили играм младших, шла социализация подрастающего поколения… Вот сейчас вроде бы начали строить во дворах яркие, красивые детские площадки. Но зачастую они пустуют…
Почему так происходит? Все просто, поясняет педагог, – на площадках все строго задано с самого начала: вот качели, вот горка, домик… Между тем детям крайне важно проявлять в игре творчество, чтобы самим воображать, где у них будет дом или шалаш, где «мостик» через «речку», из каких камешков они построят дворец… Кроме того, детям важны сюжетно-ролевые игры – в дочки-матери, продавцов и покупателей, школу… Но играть друг с другом, как и занимать себя самостоятельно, без гаджетов и мультиков по телеку, они тоже не умеют.
– Сегодня много говорят о том, что растет поколение потребителей, а ведь именно в детских играх у человека начинает формироваться активная жизненная позиция, – констатирует Реснянская. – Но как у нас оценивают ребенка, приходящего в школу? Хороший тот, кто умеет бегло читать и разбирается в двузначных числах… Хотя главное – чтобы малыш был эмоционально развит, умел общаться и размышлять.
В «Егозе» решили попробовать переломить печальную тенденцию и создать на своей территории игровую площадку, куда могли бы приходить и дети из окрестных домов. Причем создать ее, учитывая пожелания самих детей. Для этого советовались с психологами, урбанистами, потом уже подключили молодых архитекторов. Первым шагом на пути к созданию такой детской территории стало строительство веревочного парка. Сетчатые гамаки, бревенчатые «ступеньки», подвешенные на шпагате, стали выражением концепции так называемой безопасной опасности – вроде бы они не слишком высоко над землей, но риск упасть все-таки есть, и ребенок, принимая решение залезть по шатающимся бревнышкам повыше, берет на себя определенную ответственность. Да-да, как бы ни было страшно родителям (упадет, коленку расшибет), психологи говорят: без совершения рискованных поступков полноценную личность не сформируешь.
Сейчас в «Егозе» строительство игровой зоны продолжается. Здесь будут и домики на деревьях, и какие-то укромные местечки типа шалашей, и гигантский конструктор, из которого можно построить что угодно. Конечно, здесь же будут играть и в те игры, которые собрала в своей книге Венера Якупова – сначала детей будут учить им воспитатели, но взрослые надеются, что ребятня быстро втянется в процесс.
Кстати, с появлением веревочного парка на территории садика стали появляться и ребята постарше из окрестных домов. Сначала перелезали через забор – уж так им хотелось тоже освоить эти шаткие препятствия. Но педагоги быстро нашли с ними общий язык, установили время, когда можно приходить играть в парке. Хотя вообще-то по разным нормам и инструкциям посторонним находиться на территории садика запрещено. Те же нормы предусматривают, что гулять в детсаду малыши должны строго на отведенной каждой группе территории, чтобы разные возрасты не перемешивались… Такие ограничения, полагает Наталья Реснянская, психологически крайне вредны для детского развития. В конце концов, когда родители оставляют малышей в игровой зоне торгового центра, отправляясь за покупками, никто ведь не спрашивает у них ни возраста детей, ни справки о здоровье… Значит, надо и контролирующим органам пересматривать свое отношение к разного рода инструкциям для воспитателей. Об этом руководитель «Егозы» планирует говорить 14–15 октября в Пензе, на всероссийском форуме «Качественное образование во имя страны». Там же она проведет презентацию новой игровой площадки и обозначит проблему детского неумения играть. Она уверена, что найдет на форуме единомышленников, ведь проблема эта наверняка касается не одного Татарстана, а значит, и решать ее надо не локально, а на государственном уровне.