Введение Россией ответных санкций на ввоз ряда продуктов питания из США и стран Евросоюза добавило руководству регионов забот. Наш ответ был вынужденным, и хорошего в санкциях для российских потребителей мало. Ясно, что избежать удорожания продуктов питания будет очень непросто. Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, Москва потребовала от региональных властей контролировать товарные рынки, обеспечивать их сбалансированность и сдерживать рост цен.
Во всех регионах, в том числе и в нашей республике, сформированы оперативные штабы, которые должны отслеживать колебания и скачки на товарных рынках, пресекать рост цен на социально значимые продукты питания. В Татарстане общереспубликанский мониторинг цен на 40 наименований продовольственных товаров проводит Министерство промышленности и торговли РТ, а ответственными исполнителями на уровне городов и районов назначены руководители исполкомов муниципальных образований.
На территории нашей республики производится практически весь перечень жизненно важных продуктов, а доля попавшей под санкции импортной продукции не превышает 15 процентов. Согласно доктрине продовольственной безопасности России, если потребности населения в продуктах на 85 процентов обеспечиваются внутренним производством, то можно смело говорить о продовольственной независимости. Оперативная ситуация на потребительском рынке республики сегодня стабильна, заверяет руководство Минпромторга и Мисельхозпрода.
Не зафиксировано дефицита продовольствия, не выявлено и резкого скачка цен на социально значимые продукты. Цены поднялись в среднем на пять процентов, в основном за счет мяса, сыров, рыбы, творога, чая, яиц, а на ряд продуктов произошло их традиционное сезонное снижение. Правда, напряженность возникла вокруг кур, которые, по данным Татарстанстата, с начала года подорожали на 27 процентов, 10 из которых приходится на постсанкционный период. За такое удорожание местный птицепром был призван штабом к ответу. Ответ свелся к тому, что увеличение отпускной стоимости продукции вызвано удорожанием комбикормов и ни в коем случае не несет спекулятивный характер. Производители даже немного уступили «штабистам» – снизили стоимость килограмма курятины на… 48 копеек и пообещали не повышать цены, во всяком случае, в ближайшем будущем.
Можно ли это назвать «обузданием роста цен», сложно сказать. Но замминистра промышленности и торговли Рашат Фаттахов заверил, что наша республика имеет успешный опыт регулирования процессов ценообразования в ручном режиме и при случае не преминет им воспользоваться. Тем более что федеральный центр дал регионам карт-бланш, рекомендовав при необходимости привлекать к решению возникающих проблем антимонопольные и правоохранительные органы. Глава Минсельхоза России Николай Федоров даже не исключает возможности возбуждения не только административных, но и уголовных дел.
К уголовной ответственности за необоснованный рост цен на продовольственном рынке пока, насколько нам известно, никто не привлечен. Случится ли это в ближайшее время? Едва ли. Ведь товаропроизводители всегда могут оправдаться форс-мажором – удорожанием энергоносителей, кормов, топлива…
Тем более не по плечу региональным властям повлиять и на оптовиков, которые находятся в других субъектах федерации, а то и за границей. И никакими административными рычагами невозможно «откорректировать» цены на фрукты и овощи, которые в принципе не производятся в Татарстане. В этом призналось и руководство Минсельхозпрода РТ в лице заместителя министра Николая Титова. Успокаивает то, что доля этих товаров, по словам замминистра, в общем объеме продовольствия в республике незначительна и не играет существенной роли.
- На территории нашей республики производится практически весь перечень жизненно важных продуктов, а доля попавшей под санкции импортной продукции не превышает 15 процентов
Чего не скажешь о мясе. Собственные объемы производства мяса и мясной продукции не обеспечивают внутреннее потребление Татарстана. На одной из встреч с журналистами глава аграрного ведомства Марат Ахметов озвучил такую статистику: в республике производится 318 тысяч тонн мяса и мясной продукции, в то время как татарстанцы съели около 380 тысяч тонн. Казалось бы, беспокоиться пока не о чем, ведь пороговое значение (15 процентов) признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности, не превышено. Однако в этом году уже остановились несколько мясоперерабатывающих предприятий Приволжского федерального округа из-за снижения квоты на ввоз мяса из стран Запада. Последующее введение санкций практически перекрыло канал поставок импортного мороженого мяса – единственного сырья для производства колбасных изделий. Так что в ближайшее время список простаивающих мясокомбинатов, скорее всего, увеличится.
Чтобы такая судьба не постигла татарстанских переработчиков, следовало бы озадачиться обеспечением их мясосырьем, однако, как сообщил журналистам Николай Титов на брифинге в Доме Правительства, в ходе поездки официальной делегации РТ в Астану достигнута договоренность об отправке татарстанского мяса в Казахстан. Там, оказывается, вводится в эксплуатацию мощный мясоперерабатывающий комбинат, который нуждается в поддержке. Нам, похоже, останется ждать, когда татарстанское мясо вернется в республику, но уже в виде колбас, и по другой, более высокой цене.
Тем временем Россия ведет переговоры по поводу расширения поставок продовольствия с зарубежьем. Как сообщает пресс-служба Россельхознадзора, с Белоруссией заключено соглашение об увеличении поставок мяса на 14 процентов, планирует начать экспорт мяса и мясных продуктов в Россию крупнейший в мире производитель свинины WH Group. Обсуждены возможности увеличения мясных поставок из Приднестровья, Сербии, Гватемалы, Бразилии, Чили и Эквадора.
Новые экспортеры мяса и мясной продукции с энтузиазмом смотрят на наш рынок. Так что есть надежда, что вскоре их продукция «разморозит» российские мясокомбинаты и не даст закрыться татарстанским…