Поездки за рубеж стали для россиян сегодня вполне обыденным явлением. Даже в Европе наши соотечественники стали основными потребителями туристического бизнеса. Их можно встретить повсюду. Даже в каком-нибудь захолустном Везле во французской Бургундии вы можете вдруг услышать за своей спиной русскую речь.
Это может быть туристическая группа, щелкающая фотоаппаратами, судорожно спешащая за поднятым высоко вверх зонтиком или платочком своего гида. А может быть и просто пара-тройка людей, неторопливо вышагивающих вдоль соблазнительных магазинных витрин и заглядывающих в каждую открытую дверь. Туристические фирмы ввели в практику такую форму обслуживания, как сити-тур, когда фирма обеспечивает вам получение визы, авиаперелет и проживание в гостинице. В остальном же вы можете руководствоваться собственными потребностями и интересами. Это действительно удобно. Вы свободно распоряжаетесь своим временем и ходите туда, куда вам интересно. Но вот тут-то возникает неожиданная проблема.
Будучи этим летом в Милане, куда я приехал в первую очередь ради знаменитой фрески Леонардо, которую мне до сего времени не удавалось увидеть воочию, а такое знакомство турфирма обещала на своем интернет-сайте, сразу по приезде я вдруг узнаю, что посещение церкви Санта-Мария делле Грацие, где находится фреска, не предусмотрено. Представитель фирмы сбивчиво объяснила, что бронировать билеты нужно как минимум за две недели, а у них не было уверенности в том, что
Фреску, конечно же, я увидел. Моих уверений в том, что я специально приехал из России, чтобы увидеть «Тайную вечерю» Леонардо, оказалось достаточно для того, чтобы в кассе мне выдали билет с указанием дня и часа, когда я могу присоединиться к очередной группе туристов.
Леонардо да Винчи, напомню, семнадцать лет провел в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро. Фреску «Тайная вечеря» он написал в 1497 году, и она сразу же была причислена к шедеврам. Но судьба фрески оказалась весьма драматичной. Написанная, вопреки принятым правилам, не по сырой, а по сухой штукатурке, она стала быстро осыпаться. В 1943 году рядом с трапезной разорвалась бомба, трапезная была разрушена, но стена с фреской уцелела. Реставрация «Тайной вечери» была проведена лишь во второй половине ХХ века, и специалисты ревностно следят за состоянием фрески. Так что есть смысл поторопиться, чтобы ее увидеть.
Музей-трапезная церкви Санта-Мария делле Грацие открыта для посещений каждый день, кроме понедельника, с восьми утра до семи вечера. Каждой группе численностью от двадцати до тридцати человек отводится пятнадцать минут для осмотра фрески. Таким образом в течение дня ее успевают посмотреть до сорока групп, то есть около тысячи человек.
- Имя Леонардо для нынешнего молодого поколения россиян – это зачастую всего лишь сеть магазинов, предлагающих товары для рукоделия
Я вошел в заветное помещение вместе с группой китайцев. Сюда едут со всего мира – из Китая, Японии, Индии, Америки и, конечно же, Европы. И только российских туристов сюда почему-то не водят. «Нет спроса», – объясняют туроператоры.
История эта получила продолжение в Казани. Я привез из Милана репродукцию фрески Леонардо. У прилавка в магазине «Художник», где мне вставили репродукцию в рамку, возле меня оказалась весьма представительная дама, которая тоже делала заказ. Взглянув на картину, она поинтересовалась: «Это чья работа? Ваша?» – «Нет, – говорю, – это Леонардо да Винчи». – «О! Сам Леонардо! Это подлинник?» – «Нет, подлинник – это громадная, во всю стену, фреска». – «Понятно. А это чья же работа?» – «Это Леонардо». – «Я понимаю, что Леонардо. Но эту картину кто написал?» – «Это репродукция». – «Ну
Знакомство с Миланом начинают обычно с осмотра главной площади города, на которой находится знаменитый Миланский собор. Рядом с собором – королевский дворец Палаццо Реале, где теперь размещается несколько музеев. Очутившись на этой площади в первый же день пребывания в Милане, я обратил внимание на длинную очередь, которая стояла у одного из входов в королевский дворец. Выяснив, что все эти люди хотят попасть на выставку Густава Климта, малоизвестного у нас австрийского художника, представителя европейского модерна рубежа XIX–XX веков, я тоже встал в эту очередь.
Очередь двигалась медленно. Чтобы не создавать толчею возле касс, жаждущих попасть на выставку пропускали небольшими группами. А жара стояла невыносимая! Люди прикрывались от палящего солнца зонтами, газетами, кто чем мог, но никто не уходил. И опять я отметил, что в этой очереди были японцы, испанцы, англичане, много итальянцев, в том числе и с маленькими детьми. Судя по внешнему виду и долетающим фразам из разговоров, это были отнюдь не искусствоведы, а обычные, рядовые граждане. Россиян в этой очереди не было.
Речь в данном случае не о том, что российские туристы преимущественно едут в Европу ради того, чтобы ходить по магазинам. В конце концов, ничего зазорного в этом нет. Да и на экскурсии наши соотечественники ходят охотно, многие даже задают вопросы экскурсоводам и чтото записывают в свои блокнотики. Но обращает на себя внимание поразительное невежество большинства из них в области художественной культуры. Зачастую они не знают имен даже русских художников и писателей, в память о которых созданы музеи и установлены мемориальные доски в европейских городах.
Когда-то, в далекие царские времена, в российских университетах и высших военных учебных заведениях в числе основных были дисциплины, дававшие базовые знания по истории художественной культуры. Студентов учили музыке, танцам, навыкам рисования. Государство было заинтересовано в том, чтобы выпускники высших учебных заведений, в том числе армейские командиры, были не только хорошими специалистами, но и людьми высокой культуры и широкого кругозора. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве в свое время создавался Иваном Цветаевым именно в учебных целях.
В Казанском университете стараниями профессора А.М.Миронова были открыты кафедра истории мировой культуры и музей, для которого приобретались книги, гравюры, картины, заказывались в столицах и за рубежом слепки с античной и средневековой скульптуры. Еще в 1950-е и даже в начале 1960-х годов студенты историко-филологического факультета КГУ специально ездили в Ленинград, чтобы прослушать в Эрмитаже курс лекций по истории художественной культуры. Наконец, уже в 70-е годы в наших школах был введен предмет «Мировая художественная культура», и учителя изощрялись в добывании иллюстративного материала для этих уроков.
Все это теперь в прошлом. Сегодня общественность переживает уже не столько за мировую художественную культуру, сколько за то, чтобы из школьного курса не исчезла русская классическая литература. Результатом же всех проведенных в последние годы пресловутых «реформ» в сфере образования стали вопиющие факты, когда, например, поступающий в театральный вуз абитуриент не смог ответить на вопрос, как звали по имени и отчеству Пушкина, того самого, который «наше все». Поэтому и Леонардо для нынешнего молодого поколения – это всего лишь сеть магазинов, предлагающих товары для рукоделия.
О катастрофическом падении уровня нашей культуры общественность бьет тревогу давно. Вопиющая безграмотность, воинствующее невежество стали проявляться повсеместно, даже в средствах массовой информации. Но только в последние дватри года слово «культура» появилось наконец в лексиконе наших уважаемых руководителей.
Казалось бы, в последнее время у нас много внимания уделяется спорту. Однако успешно проведенные Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи отнюдь не свидетельствуют о том, что мы стали действительно спортивной страной. Огромные деньги, выделяемые на поддержку спорта, идут в основном на оплату иностранных игроков, приглашаемых в команды, на строительство спортивных объектов. А реальная ситуация, сложившаяся в спорте, заставила вспомнить о том, что существовавшая в прошлом система физического воспитания в школах была достаточно эффективной и что стоит вернуться к практике сдачи норм ГТО, созданию школьных команд и проведению спортивных соревнований всех уровней, начиная с межшкольных и межрайонных.
Но если спорт имеет своей целью способствовать физическому здоровью населения, то культура способствует здоровью духовному. 2014-й объявлен в России Годом культуры. В программе мероприятий Года многочисленные праздники, фестивали и так далее. А что, собственно говоря, сделано для того, чтобы улучшилось положение музыкальных и художественных школ, школ искусств? Укрепилась ли материальная база наших музеев? Уже более 25 лет в Казани фактически отсутствует краеведческий музей, представляющий в полном объеме историю Татарстана. Скромные и временные выставки, организуемые Национальным музеем, никак не компенсируют отсутствие постоянной экспозиции. Где музеи Шаляпина и Льва Толстого? В городе, имеющем русский театр с более чем двухсотлетней историей и один из старейших национальных театров, до сего времени нет театрального музея. Наконец, на каком уровне находится сегодня художественное воспитание в школах и вузах?
- Когда-то в российских университетах и высших военных учебных заведениях в числе основных дисциплин были учебные курсы, дававшие базовые знания по истории художественной культуры
Прекрасно, что в республике создан фонд «Возрождение», благодаря деятельности которого воссозданы такие значительные исторические объекты, как Болгар и остров-град Свияжск. Замечательно, что и в Казани наконец озаботились проблемой сохранения исторического центра, а увеличивающийся с каждым годом поток туристов в столицу республики заставляет задуматься о необходимости создания аналогичного фонда с целью накопления средств для поддержания на должном уровне казанской старины. Музеи и памятники не только привлекают туристов, но и являются мощным средством эстетического и патриотического воспитания самих жителей города.
Вызывает уважение то, как разворачивает свою просветительскую деятельность музей-заповедник «Казанский Кремль». Но дело не сдвинется с мертвой точки до тех пор, пока мы не озаботимся всерьез проблемой художественного просвещения и воспитания и в средней школе, и в высших учебных заведениях, пока не объединим усилия всех музеев в проведении широкомасштабной культурно-образовательной деятельности. Образованность выпускника школы или вуза определяется не только и не столько объемом узкоспециальных знаний, сколько широтой кругозора, способностью свободно ориентироваться в мире культуры. Пора понять, что именно от уровня культуры в значительной степени зависит развитие нашей экономики. Так что вопрос о том, как же звали по имени и отчеству Пушкина, отнюдь не праздный.