Тема нашего сегодняшнего разговора – безопасность при перевозках детей, которая становится особенно актуальной после начала учебного года.
Зачастую причиной трагических последствий дорожных аварий, в которых травмируются, а то и гибнут дети, становится безответственное поведение взрослых, которые грубо нарушают правила и не выполняют требования по перевозке несовершеннолетних пассажиров. В республике памятен прошлогодний случай, когда водитель микроавтобуса превысил скорость, не справился с управлением и съехал в кювет. В автобусе находились 13 человек, из них 5 школьников. В аварии погиб преподаватель, сопровождавший их. При этом выяснилось, что водитель двумя годами ранее был лишен прав за управление автотранспортом в нетрезвом виде.
Немало нареканий вызывает и техническое состояние автобусов, на которых перевозят детей. По данным общественного объединения «Движение без опасности», доля автобусов «старше» 20 лет составляет больше трети от общего числа.
Проследить за организованными перевозками детей нелегко, особенно если заказы на те же экскурсии с участием школьников оформляются в частном порядке. Увы, как правило, нарушения обнаруживаются, когда беда уже произошла.
В декабре прошлого года Правительство РФ утвердило своим постановлением новые правила организованной перевозки детей автобусами. Чуть позже, с 1 января 2014 года, подоспели также требования к таким перевозкам и железнодорожным транспортом. Согласно новшествам изменилось само понятие «организованная группа» детей. Если раньше два ребенка и больше уже считались группой, то теперь детей должно быть как минимум восемь. Изменения коснулись также транспорта, которым их можно перевозить. Ранее мог использоваться автобус или грузовой автомобиль с кузовом-фургоном, предназначенным для перевозки людей. Теперь – только автобусы категории D.
К управлению автобусом, осуществляющим организованную перевозку группы детей, допускаются те, у кого непрерывный стаж работы водителем транспортного средства категории D не менее года и кто не подвергался в течение последнего года административному наказанию либо аресту за совершение правонарушения в области дорожного движения.
Что касается самих автобусов, то возить детей можно будет только на таком, с года выпуска которого прошло не более 10 лет и который оснащен тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В декабре же прошлого года появился и приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан, регламентирующий организацию «выездов обучающихся и воспитанников». Его содержание касается не только туристических поездок, но и любых организованных выездов детей – на спортивные соревнования, школьные олимпиады, экскурсии, различные конкурсы… Все бы тут хорошо, но… «лучшее» – враг «хорошего».
Ознакомившись с приказом, в туристических фирмах, осуществляющих туры и экскурсии для детей, схватились за голову. Ратуя – и справедливо – за безопасность юных пассажиров, чиновники, что называется, «перестраховались». На одну группу из 40 человек в приказе требовалось сделать… 259 ксерокопий документов! Возникли и другие вопросы административного свойства: по порядку подачи, наличию и сроку действия документов, присутствию медицинского работника в автобусе при перевозках организованных групп детей на городских, республиканских и международных рейсах. По словам директора туроператорской фирмы Элины Слободенюк, сотрудники подсчитали, что в новых условиях на процедуру оформления понадобится 18 «шагов» и полпачки стандартной бумаги. Поскольку в процесс организации таких поездок включена школа, то и на учителей ложится дополнительная нагрузка по сбору документов. А откуда у педагога время на это? Проще отказаться от поездки, что в некоторых случаях и происходит. Стало обидно за татарстанских школьников. Ведь приезжие-то юные гости могут беспрепятственно знакомиться с туристическими жемчужинами нашей республики!
В плане коммерции организация детских поездок – не самое доходное направление, признает директор турфирмы. «Но так получилось, что за 15 лет работы для нас, например, оно стало важным. Сегодня школьный туризм набирает обороты, интерес к поездкам, как по Татарстану, так и в другие регионы – Марий Эл, Чувашию, у детей очень высок. Популярны и экскурсии в театры, в музеи, на выставки. В нашем агентстве за последние годы количество маршрутов для школьников увеличилось вдвое. Реагируем на появление новых объектов, сегодня возим детей и в Свияжск, и в Болгар, осваиваем агротуризм. И было бы нечестно лишать детей возможности больше узнать об окружающем мире», – убеждена Элина Слободенюк. В итоге представители нескольких туристических фирм обратились с просьбой в Государственный комитет РТ по туризму пересмотреть и, по возможности, смягчить отдельные пункты приказа Минобрнауки.
После первого совместного обсуждения вопроса представители Минобрнауки, Госкомитета по туризму, туристических и транспортных компаний расстались, скорее, недовольные друг другом…
Накануне нового учебного года представителей СМИ пригласили в Министерство по делам молодежи и спорту РТ на очередное совещание по снижению административных барьеров между компаниями, которые осуществляют детские перевозки. Представители заинтересованных министерств и ведомств обсудили ряд нововведений в правилах этих перевозок, в том числе изменения в приказе образовательного ведомства республики.
«Сегодня в разных российских регионах определен различный порядок этих перевозок. В результате неоднократных совместных совещаний мы попытались выработать единый подход к организации поездок детей, – отметил заместитель председателя Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. – Он должен быть предельно понятным для туристических компаний, директоров школ и родителей, а министерство образования должно быть уверено, что в поездках соблюдены все требования и детям обеспечены комфортные условия».
Ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ Жанна Соркина подчеркнула, что в новом приказе учтен и ряд предложений туристических компаний республики.
В ходе весьма эмоционального совещания стало понятно, что кое-какие вопросы, связанные с организацией перевозок детей как автобусом, так и железнодорожным транспортом, все же остаются. Например, возникла проблема многочасовых очередей при оформлении столь значительного пакета документов. Напомним: на данный момент в Казани организуют выезды обучающихся и воспитанников 22 транспортные компании, а по Татарстану – более ста. Так что считать данную проблему полностью решенной было бы преждевременно. «Для нас очень важно, чтобы новый порядок обеспечивал безопасность детских перевозок, но при этом процесс организации таких путешествий не превращался бы для их организаторов в мучительное хождение по инстанциям», – высказался Сергей Иванов.
Золотые слова.