или Нюансы инновационного образования
Чему нужно учить современных детей? Что ожидает ребенка, вышедшего из школы без аттестата? Как удержать талантливую молодежь в республике? Эти и другие вопросы звучали на традиционном республиканском августовском совещании работников образования, пленарное заседание которого, как мы уже сообщали, прошло в минувшую пятницу в Богатых Сабах при участии Президента Татарстана Рустама Минниханова.
Столько нянек, а дитя без аттестата
«Татарстан: образование инновационного региона» – так была обозначена тема нынешнего большого педсовета. И в ходе совещания выступающие неоднократно повторяли мысль, что нашей республике, если она хочет и дальше оставаться на лидерских позициях, необходима самая современная система образования, построенная с учетом новейших ведущих тенденций в этой сфере. Сегодня, отметил вице-премьер – министр образования и науки Энгель Фаттахов в своем пленарном докладе, в развитие инфраструктуры образования вкладываются серьезные деньги. Активно строятся новые и ремонтируются старые детские сады (в 2014 году на эту сферу из республиканского и федерального бюджетов выделено более 5 млрд рублей, будет создано более 11 тысяч новых мест). Продолжается программа капитального ремонта школ (сюда за год вложено более 2,5 млрд рублей). Серьезные подвижки пошли в среднем профессиональном образовании (подробнее об этом читайте в «РТ» от 16.08 с.г.). Не забыты педагоги – им удалось существенно повысить зарплату: за первое полугодие средний заработок школьных учителей превысил 33 тысячи рублей, воспитателей в детском саду – 28 тысяч рублей. И уже видно, что отношение к учительской профессии в обществе меняется: нынче, рассказал министр, конкурс на некоторые педагогические специальности в колледжах составил 6, а в Казанском федеральном университете – 20 человек на место!
Безусловно, вкладывая в образование большие средства, от отрасли ждут и хороших результатов. И они есть – ЕГЭ в этом году сдали, правда, похуже, чем в прошлом, но лучше, чем в среднем по России, по успехам на школьных олимпиадах республика на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, есть у наших школьников серьезные победы на международном уровне.
Но сказать, что в нашем образовании все хорошо, пока нельзя, констатировал Энгель Фаттахов. В частности, обеспокоены в министерстве ростом числа выпускников, не получивших аттестат после 11 лет обучения. Например, в Дрожжановском, Верхнеуслонском, Буинском и Пестречинском районах таких выпускников – более трех процентов.
– Это просто недопустимо! – заметил министр и привел совсем уж вопиющие примеры. Так, в Старочукалинской средней школе Дрожжановского района выпускались нынче шесть человек, один не получил аттестат. В Чувашскомайнской школе Алексеевского района без аттестата тоже остался один выпускник – из шести. А в Екатериновской средней школе Пестречинского района и вовсе был всего один выпускник, который сдал ЕГЭ по русскому языку на 15, а по математике – на 7 баллов, что, конечно, существенно ниже необходимого минимума. И это при том, что на 10 учеников этой малокомплектной школы приходится 14 учителей, то есть обучение ведется практически индивидуально!
Эти примеры задели, что называется, за живое главу Татарстана.
– Если завод делает плохую продукцию – он банкрот. Если ребенок выходит из школы без аттестата – он банкрот, он будет неконкурентоспособен в жизни, – высказал свое мнение Рустам Минниханов. И отметил: чудес не бывает, и если каждое звено республиканской системы образования не будет работать на общую задачу, построить эффективную образовательную систему не получится.
Магия рейтинга
Понять, какие же звенья «провисают» в этой стройной в целом системе, помогает рейтинг муниципалитетов, который уже не первый год проводит Минобрнауки.
– Я должен знать, насколько результативно работает каждая муниципальная образовательная система и каждая организация, – пояснил такой подход Энгель Фаттахов. Он назвал лучших и худших в этом рейтинге. Худших мы уже перечислили, что касается лучших, то первое место в этому году по учебным результатам заняли Набережные Челны. Кстати, десять школ из Челнов вошли в список 100 лучших школ республики, причем четыре из них – в первой десятке. На втором месте – Бугульминский район, который, напомнил министр, уже много лет в лидерах татарстанского образования, вот и нынче школьники района лучше всех сдали ЕГЭ по русскому языку и математике. Тройку лидеров замкнул Советский район Казани. Отметим, что все остальные столичные районы расположились в первой семерке рейтинга, а в десятке лидеров – также Альметьевский, Нижнекамский, Лениногорский и Заинский районы.
Анализируя итоги рейтинга, Рустам Минниханов напомнил: те же казанские и челнинские школы получают в среднем на одного школьника меньше денег из бюджета, чем малокомплектные школы, а эффект от их работы больше. И посоветовал районным властям внимательнее отнестись к озвученным результатам. Энгель Фаттахов в свою очередь рассказал, что министерство провело кадровый аудит руководителей районных отделов образования, и оказалось, что их успешность напрямую коррелирует с полученным рейтингом – лучшие результаты показали как раз руководители Челнинского и Бугульминского отделов. А вот тем, кто видит в рейтингах опасность для себя, надо, посоветовал министр, осознать, что эти результаты прежде всего нужны им самим, чтобы понять, что нужно изменить для исправления ситуации.
Кто станет менеджером «аватаров»?
Решая текущие образовательные задачи, в республике не забывают и о том, что работать надо на перспективу. Для этого создается программа развития образования Татарстана до 2030 года. Ее уникальность, отметил один из разработчиков, член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков, в том, что она увязывается со стратегией социально-экономического развития республики на тот же период, то есть образование в Татарстане рассматривается не как отдельная отрасль, а как один из факторов успешного развития региона в целом. В чем же особенности этой программы?
– В основе лежит понимание того, что мы должны готовить учащихся к будущему, которое невозможно четко описать, – пояснил Энгель Фаттахов. – Следовательно, образование должно быть таким, чтобы выпускники могли быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Их надо вооружить современными технологиями обучения и саморазвития.
Поэтому, рассказал Александр Кондаков, в новой программе много внимания будет уделено развитию у молодежи творческих, креативных способностей. А без таких навыков, пожалуй, и правда не осилить тех профессий, которые, по мнению футурологов, будут востребованы в 2030 году. Александр Кондаков озвучил некоторые из них и, надо сказать, немало озадачил этим аудиторию, ибо если еще можно хотя бы приблизительно понять, чем занимаются специалисты по созданию искусственных органов и борьбе с изменением климата, утилизаторы информации и хирурги по увеличению памяти, то кто такие менеджеры «аватаров» или работники вертикальных ферм – пока для непосвященных остается загадкой. Среди других небезынтересных прогнозируемых профессий будущего – фермеры и скотоводы, работающие с генными технологиями, наномедики, консультанты для престарелых, космические архитекторы и гиды, социальные работники социальных сетей и даже погодная полиция.
Но все это пока прогнозы. Задача же новой образовательной стратегии – вырастить людей, которые смогут работать в реалиях завтрашнего и даже послезавтрашнего дня.
– Мы должны выстроить систему непрерывного образования. Всем необходимо каждый день учиться. Если этого не будет, не будет у нас и перспектив, – подчеркнул Рустам Минниханов.
Хочешь успеха – женись
Перспектив у республики не будет и в том случае, если продолжится сегодняшняя тенденция, когда талантливые молодые люди уезжают из Татарстана. По словам Рустама Минниханова, за последние четыре года уехали из республики 7 тысяч молодых специалистов.
– Это надо анализировать, почему от нас уезжают, – считает Президент. – Значит, мы недостаточно работаем с талантливой молодежью. Надо думать, как сделать так, чтобы они вернулись.
В самом деле, вкладывая в образование очень приличные деньги, республика вправе рассчитывать, что талантливые ученики, вышедшие из этой системы, будут работать на ее, республики, благо. Почему сегодня не всегда так получается? Тут, видимо, свое слово должны сказать работодатели. Насколько востребованы в Татарстане талантливые молодые ученые, конструкторы, креативно мыслящие люди? Что может предложить им серьезный бизнес, заинтересован ли он в них? Член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков уверен, что просто обязан быть заинтересован.
– Если бизнес хочет преуспеть, он должен «жениться» на образовании, и вместе они должны работать на благо общества, – образно нарисовал идеальную картину доктор педагогических наук.
Что ж, нельзя не согласиться: чтобы новые образовательные проекты дали ожидаемый результат, они должны проходить через все структуры, начиная с детского сада и заканчивая работодателем. Только в такой системности – залог действительно серьезных успехов.