Среднее профобразование в Татарстане «выходит из тени»
Татарстан стал одним из десяти регионов-победителей всероссийского конкурса грантов на развитие системы профессионального образования, который проводило федеральное Минобрнауки при участии Всемирного банка. В ближайшие пять лет республика на безвозмездной основе получит на эти цели 1,3 миллиарда рублей.
Об этом рассказал первый заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов на встрече, организованной в казанском офисе партии «Единая Россия» в рамках форума сторонников партии и общественных организаций «Мы вместе» и посвященной перспективам профессионального образования.
Деньги, которые учреждения начального и среднего профессионального образования получат по данному гранту, придутся им как нельзя кстати, ибо сегодня, отметила еще одна участница встречи, заместитель председателя Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Анастасия Исаева, эта сфера пока отстает от дошкольного и общего образования и по материальной оснащенности, и, главное, по зарплатам педагогов, что не позволяет привлечь к подготовке кадров лучших специалистов.
Впрочем, нельзя сказать, что без денег Всемирного банка ситуация с профессиональным образованием в Татарстане не сдвинулась бы с места. Андрей Поминов напомнил собравшимся – руководителям учреждений профобразования, что работа над совершенствованием этой системы ведется уже давно. С 1 августа прошлого года большинство республиканских лицеев и колледжей – 75 из 107 – перешли в ведение Минобрнауки, и еще в прошлом году министерство объявило о намерении создать сеть ресурсных центров для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для экономики. Это будут образовательные учреждения с самой современной материальной базой, лучшими педагогическими кадрами. Обязательным условием создания такого центра является участие работодателей, которые станут в том числе и финансово вкладываться в подготовку своих же будущих кадров.
Первые пять ресурсных центров появятся к концу текущего года в Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске и Сарманове, на их капитальный ремонт и оснащение выделено больше миллиарда рублей. Там будет вестись подготовка по машиностроительным, нефтехимическим, нефтеперерабатывающим и аграрным специальностям. Помимо этого, отдельно создаются два ресурсных центра по педагогическим специальностям.
На будущий год, рассказал Андрей Поминов, уже есть 17 новых заявок от муниципалитетов, образовательных учреждений и работодателей на создание новых ресурсных центров. Значит, можно будет выбрать наиболее успешные проекты. Всего за пять-шесть лет планируется создать около 25 таких центров.
Кстати, в ресурсных центрах будет вестись и обучение наиболее востребованным специальностям по так называемым коротким (от трех до шести месяцев) программам. На подготовку необходимых кадров таким скоростным методом, пояснил Андрей Поминов, в России со следующего года тоже будет выделяться бюджетное финансирование.
Первый заместитель министра напомнил и о том, что второй год в республике действует целевой набор в колледжи и лицеи по наиболее востребованным специальностям. В прошлом году под это было отдано 375 бюджетных мест, в этом – уже 625. Для тех, кто готов заключить трехсторонний договор с образовательным учреждением и потенциальным работодателем, предусмотрена стипендия в размере минимальной заработной платы, при необходимости снимать жилье им ежедневно доплачивается на эти цели 300 рублей, а работодатель предоставляет таким студентам место для практики, а после учебы – гарантированную работу и подъемные. Студент же должен затем отработать на предприятии как минимум три года.
Появились в профессиональном образовании бонусы и для мастеров производственного обучения – как для опытных преподавателей, так и для новичков. Лучшим сегодня выплачиваются гранты – по 7 тысяч рублей прибавки к зарплате ежемесячно.
- Министерство образования объявило о намерении создать сеть ресурсных центров для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для экономики. Это будут образовательные учреждения с современной материальной базой, лучшими педагогическими кадрами
В общем, ситуация начала меняться к лучшему, и одно из доказательств тому – растущий конкурс на поступление в лицеи и колледжи. Тем не менее проблемы в отрасли остаются. Некоторые из них после выступления Андрея Поминова озвучили другие участники встречи. Так, Жамиль Бакаев, директор Казанского колледжа коммунального хозяйства и строительства, посетовал, что работодатели сегодня не очень-то любят брать студентов из учреждений среднего профессионального звена на практику. Конечно, принять на стройке 30 молодых необученных парней – это непросто, но ведь
Пообещала она взять в работу и проблему дистанционного обучения инвалидов. Директор Казанского электротехникума связи Наталья Китаева рассказала о том, что ее учреждение готово было дистанционно обучать таких молодых людей профессиям программистов, бухгалтеров и экономистов, но по закону этим специальностям на расстоянии учиться нельзя. Андрей Поминов удивился, почему техникум связи так ратует именно за экономические и бухгалтерские специальности, но с проблемой согласился: в деле дистанционного обучения, особенно когда речь идет о людях с ограниченными возможностями, пока еще много недоработок.
Директор колледжа Института экономики, управления и права Юлия Хадиуллина посетовала, что в республике, где нынче так упирают на развитие туризма, подготовка специалистов в области туризма и гостиничного сервиса не числится в приоритетных направлениях. В частности, для них не предусмотрено бюджетного финансирования по тем самым программам короткой подготовки. Заместитель главы Минобрнауки отметил, что со временем у этих специальностей есть шанс попасть в соответствующую программу, пока же в решении проблемы может помочь Министерство труда, у которого есть свои ресурсы для подготовки профессиональных кадров по программе занятости населения.