Телевидение сегодня

Что показали опросы сельской аудитории

Сельские жители воспринимают телевидение как миф, который имеет очень малое отношение непосредственно к их жизни. Об этом говорят результаты исследования, которое третий год подряд проводят в разных регионах России сотрудники лаборатории медиаисследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В этом году московские ученые совместно с коллегами из Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ работали и в одном из сел Чистопольского района Татарстана.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10113524

Что показали опросы сельской аудитории

Сельские жители воспринимают телевидение как миф, который имеет очень малое отношение непосредственно к их жизни. Об этом говорят результаты исследования, которое третий год подряд проводят в разных регионах России сотрудники лаборатории медиаисследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В этом году московские ученые совместно с коллегами из Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ работали и в одном из сел Чистопольского района Татарстана.

–Мы довольно часто слышим и в официальных речах, и в бытовых разговорах, что новые технологии, новое многоканальное телевидение приходят к сельским жителям, и это способно изменить их сознание, представление о мире, открыть им глаза на разнообразие жизни вокруг. Возникла идея посмотреть, действительно ли это так, – рассказывает профессор факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Илья Кирия.

Два года назад московские исследователи работали в селе Угоры в 250 километрах от Костромы, в прошлом году исследования продолжились в поселке Коксовый в 160 километрах от Ростова-на-Дону, нынче объектом исследования стало сельское поселение Данауровка в Чистопольском районе Татарстана.

Конечно, результаты нынешних исследований еще предстоит обработать, но уже сейчас ясно, говорит Илья Кирия, что большой разницы в том, как воспринимают телеконтент сельские жители в разных регионах, нет. Люди в глубинке чувствуют некую свою изолированность от остальной жизни, и связано это в том числе и с тем, что они не видят себя на телеэкране. То, что показывают там, – не про них. И это порождает определенное ощущение покинутости – многие не верят в будущее своего села и хотят, чтобы их дети уехали в город.

И даже если среди жителей села есть люди, сами ездящие на работу в город, это мало влияет на их восприятие телевизионного контента. Телевидение, поясняет Илья Кирия, – это для сельчан некий миф. С одной стороны, не верить ему нельзя, и они верят – это позволяет людям чувствовать себя несколько более защищенными. Они наблюдают в телевизоре за действиями власти и одобряют их. Но как только речь заходит о том, что происходит с их деревней, как у них обстоят дела с дорогами, с водой, со светом, тут же начинают ругать власть – уже местную.

– Их личный опыт – это одно, а медийный – это другое, – делится своими наблюдениями Илья Кирия. – И они не пересекаются. ТВ – это некий идеал, а жизнь – это жизнь. «Да, я доверяю тому, что показывают». И тут же: «Да, конечно, все врут».

Что интересно, независимо от образовательного уровня опрашиваемых, их возраста и разных материальных возможностей, потребляемый сельчанами ТВ-контент не сильно различается. Есть у тебя спутниковая тарелка или только стандартный набор каналов, все в основном смотрят два основных федеральных канала – «Россия-1» и Первый и еще пару тематических развлекательных каналов. «Культуру» практически не смотрят. Популярностью пользуется «Звезда», где крутят много старых советских фильмов, – это как раз тот редкий сегодня случай, когда сельский житель может наконец отождествить себя с происходящим на экране. Популярна утилитарная информация из «телика» – передачи про ремонт, сад-огород, охоту и рыбалку. Смотрят СТС и ТНТ, но в целом не любят «развлекуху» – сельских жителей современный ТВ-юмор больше раздражает, чем веселит. Мало популярны различные теледебаты и политические ток-шоу – во-первых, идут поздно, для сельчан это важный фактор, во-вторых, такой формат в деревне не очень понятен – чтобы долго-долго спорили и непонятно к чему пришли…

Интересно и то, что у сельчан во всех исследуемых регионах не слишком популярно местное телевидение.

– Если взять довольно глухое село Угоры, то для них новости из Костромы – это почти как с Луны, – говорит профессор Илья Кирия. – И в Татарстане мы обнаружили довольно низкий интерес к региональному ТВ – причем как в русских, так и в татарских семьях. При этом здесь есть определенное стремление к национальной идентичности, и региональные медиа здесь нужны, но по какой-то причине те, что есть, людей не удовлетворяют.

В планах ученых – провести исследование еще как минимум в одном регионе. Скорее всего, это будет Урал. Тогда можно будет создать более-менее объемную картину. В то же время, говорит заведующая кафедрой телевещания и телепроизводства Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Резеда Даутова, совместная работа с москвичами над этим проектом многое дала и нашим ученым. Используя эту методику, они хотят теперь провести собственные исследования – в татарских селах, близких и отдаленных, аграрных и индустриальных районах республики. Тем более что весной было подписано специальное соглашение между ВШЭ и вышеназванным институтом КФУ, в котором особой строкой обозначено сотрудничество в проведении научных исследований. И хотя, подчеркивает Илья Кирия, исследования эти изначально носят чисто фундаментальный характер, при необходимости ученые готовы поделиться своими выводами с телевизионщиками. Если, конечно, последних это заинтересует.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще