В защиту гуманного отношения к бездомным животным
Неделю будут работать в Татарстане три ветеринара из Германии, которые приехали в республику с добровольческой акцией по стерилизации бродячих собак. Цель акции – не столько ощутимо уменьшить популяцию уличных животных, сколько показать, что бороться с этим явлением можно гуманными методами.
Стаж работы ветеринаром у Ингрид Штейгеманн из небольшого немецкого городка Оффенбах – 22 года. Дома у нее, рассказывает Ингрид, живут четыре собаки, три кошки и лошадь. Все взяты из приютов для бездомных животных, даже лошадь. Для Германии, поясняет фрау Штейгеманн, это нормально – там не увидишь на улице бродячую кошку или собаку Такие животные если и появляются, сразу отлавливаются полицией и помещаются в приюты. Приюты, заметим, государственные, но содержание там – выше всяких похвал. Забрать зверушку, пусть беспородную и даже больную, из приюта – для немцев в порядке вещей. Они еще и деньги, между прочим, за это платят. И относятся к животным как к членам семьи.
Ингрид объясняет: немецкие ветеринары хотели бы, чтобы по возможности так же относились к животным и в других странах. Поэтому они нередко выезжают за границу для проведения акций, подобных нынешней. Ну, вот бывают врачи без границ, а тут – ветеринары без границ. Ингрид, например, однажды работала в Испании.
В Татарстан доктор Штейгеманн и ее коллеги приехали в минувшие выходные и за неделю совместно с российскими ветеринарами проведут операции в трех казанских и трех челнинских клиниках. Почему приехали именно сюда? За это надо благодарить наших бывших землячек Наталью Курц и Дарью Деобальд, ныне живущих в Германии. О Наталье, уроженке Казани, наша газета уже рассказывала – она организовала общество «Русские животные в беде», которое вывозит в Германию больных и покалеченных собак из России. За границей наших жучек и шариков лечат и находят им новых хозяев, которые в них души не чают. Только из Казани за последние полтора года таким образом «пристроили» в немецкие семьи около 80 бездомных собак.
Привезти в Россию немецких айболитов девушкам помогли спонсоры – как немецкие, так и наши. Медикаменты для операций оплатили местные зоозащитники. Врачи – как зарубежные, так и татарстанские – оперируют бесплатно. Как рассказала нам заведующая казанской клиникой «Зоовита» Наталья Ильященко, она с удовольствием согласилась поработать с немецкими коллегами. Бродячие животные – это настоящая боль для местных ветеринаров. Каждый день на приеме их бывает чуть ли не больше, чем домашних любимцев — приносят зоозащитники и просто неравнодушные люди.
— Отстрел животных мало что не гуманен, он, как показывает жизнь, не дает эффекта, — поясняет Наталья. – К тому же отлавливают, как правило, тех собак, которые более доверчивы, тянутся к людям. Остальные убегут, спрячутся и будут вести себя еще более агрессивно.
Тут сделаю небольшое отступление. Чуть больше десяти лет назад в Казани готовился серьезный проект по стерилизации уличных собак, для этого строился специальный приют на территории ветеринарной академии, а специалисты ветклиники при академии объясняли мне, писавшей статью про этот проект, почему отстреливать бродячих животных неэффективно. Проживающие на определенной территории собаки, поясняли они, — это своего рода замкнутая экосистема. Если их убить, освободившуюся нишу, будь то жилой, складской двор или спройплощадка, со временем займут другие, возможно, более агрессивные особи. Между тем как стерилизованные животные, выпущенные обратно на «свою» территорию, защитят ее от «чужаков», к тому же они менее агрессивны, чем нестерилизованные.
Впрочем, несмотря на все доводы специалистов, проект в итоге так и не был реализован.
Еще небольшое отступление. С полгода назад в моем дворе бегала стая примерно в 8-10 собак. Жильцы к ним привыкли,
— Служба отлова действует в городе много лет, каждый год на ее работу из бюджета выделяются деньги, но ведь бродячих собак меньше не становится! – говорит координатор казанской группы «Помоги дворняге» Мария Гурьянова. – Природа не терпит пустоты, если убить часть собак, то другие будут рожать не по шесть, а по двенадцать щенков…
Мария соглашается: да, три немецких врача не решат в один раз эту проблему. Хотя кое-какой эффект все же будет: за три дня работы в столице республики планируется стерилизовать около 60 собак. Если считать, что в среднем одна может принести за год до 12 щенков – вот вам уже минус 720 никому не нужных уличных животных. В Челнах немцы будут работать пять дней, там планируется стерилизовать около 120 животных. Для города, где еще год назад суд по иску зоозащитников запретил отстрел бродячих собак, — существенная цифра. Правда, в Татарстане немцы работают только с подкураторными собаками – то есть теми, которых
— Нам очень нужно хотя бы помещение для передержки, тогда мы бы могли активнее отлавливать собак с улицы, — говорит Мария. — Если наладить этот процесс, со временем проблема бродячих животных может быть решена.
— Надо с
Так что работать, считает фрау Курц, надо не только с животными, но и с людьми. Наказывать за жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Штрафовать тех, кто выбрасывает собак на улицу или просто отпускает их гулять одних. Кстати, в СМИ доводилось видеть такую среднероссийскую статистику: только 10 процентов покусанных людей пострадали от бродячих собак, остальные – жертвы именно домашних питомцев. А единомышленники Марии Гурьяновой, помогавшие провести акцию, делятся своими наблюдениями – из десяти найденных на улице породистых собак только две, как правило, оказываются потерявшимися, остальные восемь – просто брошены…