Авиация: курс на импортозамещение

Конкуренцию Boeing и Airbus на воздушных трассах должны составить российские «Суперджеты» и перспективные самолеты семейства МС-21.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

information_items_10113453

Конкуренцию Boeing и Airbus на воздушных трассах должны составить российские «Суперджеты» и перспективные самолеты семейства МС-21.

Недавно российская авиакомпания «Добролет» была вынуждена прекратить полеты из-за санкций Евросоюза. В условиях все возрастающего экономического давления Запада перспективы отечественной авиации обсудили на международной выставке «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование», которая проходит в Казани с 5 по 8 августа. В экспозиции представлены разработки более 100 предприятий авиационной и ракетно-космической отрасли России и одиннадцати зарубежных стран. В церемонии открытия выставки на «Казанской ярмарке» приняли участие Президент Рустам Минниханов и глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.

«Мы считаем, что для нашей республики и вообще для страны авиакосмическая отрасль является судьбоносной. И сегодня специалистам этой сферы здесь есть возможность пообщаться, обсудить насущные проблемы. Я уверен, что в Казани можно создать достойные условия для развития авиакосмической отрасли», – отметил в своем выступлении Президент Рустам Минниханов. В свою очередь глава ОАК Михаил Погосян заявил, что Казань всегда была одним из центров развития авиастроения в стране. В настоящее время большая работа идет по развитию Казанского авиа-
ционного завода.

После перерезания символической ленточки почетные гости посетили выставочную экспозицию в двух павильонах и на открытой площадке. Они ознакомились с новыми материалами и оборудованием для авиационного сектора, осмотрели новые вертолеты «Ансат». Большой интерес вызвал стенд юношеской планерной школы, на нем были представлены разнообразные модели и специальное оборудование для подготовки будущих пилотов. Один из учеников продемонстрировал свою выносливость на авиационном тренажере для развития вестибулярного аппарата. На специальном оборудовании все желающие могли узнать свой вес на… разных планетах Солнечной системы.

После осмотра Президент Татарстана и глава ОАК ответили на вопросы журналистов. Большинство вопросов касалось будущего Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова (КАПО) – филиала ОАО «Туполев». Это и понятно, ведь Казанский вертолетный завод динамично развивается, в то время как авиазавод пока еще не может набрать обороты после кризиса. Как сообщил Михаил Погосян, выручка объединенной компании «Туполева» и КАПО в прошлом году составила 12,3 млрд рублей, в этом году ожидается сумма в 15 млрд рублей. При этом в перспективе темпы роста объемов производства объединенной компании «Туполева» и КАПО будут опережать темпы роста производства в целом по ОАК. По его словам, объем инвестиций в техническое перево-оружение «Туполева» и КАПО – один из самых больших внутри корпорации. В этом году планируется открыть новый проект по модернизации агрегатного и металлообрабатывающего производств, оценивающийся в 3 млрд рублей. Ранее были сделаны инвестиции в модернизацию взлетно-посадочной полосы на сумму более 2 млрд рублей.

Рустам Минниханов выразил уверенность в перспективах развития авиационной промышленности в Татарстане. По его словам, те темпы, которые есть сегодня, и те перспективные задачи, которые стоят перед завершившими объединение ОАО «Туполев» и КАПО, ставят необходимость очень серьезной подготовки кадров. Для этого есть все звенья: школа, после школы – колледж, потом технический университет КНИТУ-КАИ.

На научно-практической конференции, состоявшейся в рамках выставки, Президент отметил, что объем выпуска предприятий авиационной промышленности и конструкторских бюро Татарстана в 2013 году составил 73 млрд рублей, в отрасли заняты более 29 тысяч человек. «Мы всегда осознавали значение авиационного комплекса для страны и в критические годы предприняли все меры для его сохранения», – подчеркнул глава республики.

Он напомнил, что авиастроение никогда не обходилось без государственной поддержки, и сейчас она особенно актуальна. В нынешних условиях все возрастающего давления извне стратегическая задача государства – в кратчайшие сроки реализовать программу импортозамещения. «Это позволит не только нивелировать последствия санкций Запада, но и создать десятки тысяч высокопроизводительных рабочих мест», – уверен Президент. По его словам, Казанскому вертолетному заводу в 2013 году удалось достичь рекордной выручки в 42 млрд рублей, а в текущем году эта сумма превысит 50 млрд. Наметились позитивные сдвиги на КАПО, где в прошлом году состоялся запуск предприятия «КАПО-Композит».

Как подчеркнул Рустам Минниханов, в авиационной отрасли надо создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, и для этого руководством республики проводится работа по созданию технопарка на территории Казанского авиационного завода.

На конференции Михаил Погосян представил доклад «Стратегия развития самолетостроения в России». Он сообщил, что к 2025 году объемы производства ОАК увеличатся более чем в 4 раза по сравнению с 2013 годом – с 220 до 900 млрд рублей. К 2021 году объем производства должен превысить выпуск 300 самолетов. В военной и гражданской авиации ставка делается на такие конкурентоспособные машины, как Як-130, Су-34, Су-35 и, конечно, «Суперджет» SSJ-100. В 2016 году начнутся летные испытания семейства самолетов МС-21 вместимостью от 150 до 200 пассажиров. Впервые в гражданской авиации России в этой модели будет использована полностью композитная конструкция крыла. Стоит отметить, что агрегаты для механизации крыла и оперения для 
SSJ-100 и МС-21 планируется выпускать на «КАПО-Композит».

Для достижения этих амбициозных целей необходима новая структура отрасли. Как отметил Михаил Пого-сян, в 2025 году доля гражданской авиации в производстве ОАК должна составлять 50 процентов 2013 году она составляла 25 процентов, в 2007 году – всего 5 процентов). В ближайшие два года темпы роста объемов производства должны составлять более 20 процентов ежегодно. Это, по мнению главы ОАК, требует внедрения инноваций. Все новые перспективные проекты должны базироваться на техническом перевооружении отрасли и изменении ее индустриальной модели.

Михаил Погосян сообщил, что руководство ОАК рассматривает объединенное предприятие «Туполева» и КАПО как базовое по производству перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Он поблагодарил руководство Татарстана за внимание, уделяемое авиационной отрасли.

Выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» завершит работу 8 августа, а в субботу, 9 августа, на территории аэродрома КАПО состоится ежегодный авиационный праздник «Я выбираю небо!». Программа очень интересная и насыщенная и порадует как взрослых, так и детей. Вход на праздник свободный.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще