Исполнилось сто лет со дня вступления России в войну 1914–1918 годов
Окончание. Начало в номере за 1 августа.
За время своего существования Казанские школы прапорщиков сделали по 9 выпусков с трех-, четырехмесячным сроком обучения: 1-я школа – 2692 чел., 2-я – 2009 чел. Среди выпускников были известные военные люди.
Весной 1917 года в 1-ю Казанскую школу прапорщиков командировали рядового 107-го запасного пехотного полка из Перми Назария Яковлевича Ежова. Здесь он начал активную революционную деятельность: был избран сначала членом, затем председателем комитета школы, выступал за демократизацию армии. В июне 1917 года Ежов получил чин прапорщика и стал одним из видных вожаков солдатских масс в Казанском гарнизоне. На втором окружном съезде солдатских советов в декабре 1917 года он был избран председателем совета комиссаров (командующим) Казанского военного округа. Впоследствии он написал воспоминания «Военная Казань», изданные отдельной брошюрой.
Бывший прапорщик Василий Иванович Кузнецов (1894–1964), окончивший эту же школу, храбро дрался и в Первую мировую, и в Великую Отечественную, 29 мая 1945 года за умелое руководство армиями в контрнаступлениях под Москвой и Сталинградом, а также в Берлинской операции, за личное мужество и отвагу генерал-полковнику Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1916 году школу окончили будущий генерал-лейтенант Иван Герасимович Советников (1897–1957), в годы Великой Отечественной войны – заместитель командующего ряда фронтов по тылу, командующий 34-й и 4-й армиями, а также генерал-лейтенант Николай Александрович Гаген (1895–1969), до войны – заместитель начальника Казанского пехотного училища, а после войны – заместитель командующего Приморского и Дальневосточного военных округов.
Безвозратные и санитарные потери
По сравнению с вооруженными силами других участников войны Россия понесла в Первой мировой войне наибольшие потери. Они составили в общей сложности 9347,3 тыс. человек, из них безвозвратные потери – 2254,4 тыс. человек, санитарные – 3749 тыс. человек, попавшие в плен (без учета возвратившихся оттуда в ходе войны) – 3343,9 тыс. человек.
Столь большие утраты российской армии привели к тому, что уже через три года военных действий проявилось катастрофическое падение ее боеспособности, а в конце 1917 – начале 1918 годов армия практически распалась.
Война существенно изменила облик Казани. Из западных районов сюда были эвакуированы различные учреждения, около 60 тысяч человек гражданского населения, свыше 50 тысяч раненых, почти 40 тысяч военнопленных.
В конце войны на фронт стали отправлять необученных солдат из запаса второй и третьей очередей, белобилетников. В тылу свирепствовали тиф и голод.
Для прибывающих с фронта раненых расширялись Казанский военный госпиталь, лазареты воинских частей Казанского гарнизона, создавались эвакопункты для раненых и команды выздоравливающих при запасных батальонах.
Только в первый год войны в Казани было развернуто около 100 госпиталей на 8 тысяч мест, не считая госпиталей в уездных городах, где проходили лечение свыше 7 тысяч раненых.
В 1914 году Казанский военный госпиталь развернулся на 1160 коек, и к концу года число коек достигло здесь двух тысяч. На территории госпиталя построили несколько деревянных бараков для больных и раненых, прибывших из действующей армии. В зданиях новых университетских клиник на Арском поле госпиталю также были отведены дополнительные помещения.
Всего в губернии на 1 сентября 1915 года насчитывалось 157 гражданских лазаретов. Их обслуживали 118 врачей, 151 фельдшер, 115 палатных надзирателей и сестер милосердия.
В госпиталях и лазаретах Казани лечились до четырех тысяч фронтовиков. По докладу начальника Казанской губернии камергера П.М.Боярского на чрезвычайном губернском земском собрании 26 июля 1915 года, «свыше 50000 раненых были доставлены в Казань». Для их перевозки к железнодорожному вокзалу проложили трамвайную ветку, а из числа студентов организовали санитарный отряд, предназначенный для переноски раненых.
Благодаря самоотверженности врачей, фельдшеров, сестер милосердия тысячи раненых и больных были возвращены в строй или к трудовой деятельности. Но многие умерли. Границы Арского кладбища в годы Первой мировой войны значительно расширились.
На военные рельсы
В первые месяцы войны фронт, израсходовав стратегические резервы, стал ощущать перебои в обеспечении снарядами, гранатами и патронами.
Важную роль в переводе промышленности на военные рельсы сыграл военно-промышленный комитет, созданный в Казани в 1915 году. При его посредничестве были заключены крупные контракты между предприятиями и военным интендантством на выполнение военных заказов.
43 предприятия Казани непосредственно работали на войну, на них были заняты 15500 рабочих. На механическом заводе Остермана слесарем работал Василий Константинович Блюхер (1889–1939), будущий Маршал Советского Союза.
Крупнейшим заводом, где размещались военные заказы, традиционно был Казан-ский пороховой, который в довоенное время готовил порох ружейный и для артиллерийских орудий средних калибров.
Производительность предприятия во время войны постепенно возрастала, достигнув в 1916 году наивысшего предела – 27,4 тысячи пудов пороха ежемесячно.
21 февраля 1916 года состоялось торжественное открытие снарядного завода. Здесь имелось 19 станков, на которых обтачивались стаканы для трехдюймовых французских гранат из стальных болванок, получаемых от Сормовского завода. Завод был ликвидирован только в апреле 1918 года.
В годы войны важное значение получил метод изготовления взрывчатого вещества толуола из фракций бензина. Затем стали получать толуол непосредственно из нефти. В этих целях был построен военно-химический завод братьев Крестовниковых. Он разместился в Казани в Плетнях (угол Заводской и 1-й Поперечно-Николаевской улиц).
Печищинский нефтекеросиновый завод, первоначально принадлежавший купчихе Гордеевой, стал первенцем по углубленной переработке нефти. В 1915–1916 годы здесь впервые в России было организовано промышленное производство ароматических углеводородов (бензола и толуола, необходимых для выпуска взрывчатых веществ) методом каталитического пиролиза.
В 1915 году был построен Казанский нефтеперегонный завод. Производство начал в 1916 году. Здесь получали из нефти пирогенетическим путем чистый толуол.
Земством от военного ведомства были исполнены заказы на изготовление 90 тысяч шрапнельных ящиков и 700 парных артиллерийских повозок.
В мастерских Ведомства земледелия в Казани кустарным способом изготовили и сдали Брянскому и Петроградскому арсеналам 664 тысячи штук колесных спиц, клепок и брусков.
Обществом Алафузовских фабрик и заводов ( «АФУЗО») за первый год войны было заготовлено ранцев артиллерийских – 74,6 тыс., сумок патронных – 114,3 тыс., патронташей – 470 тыс.
В 1916 году в состав «АФУЗО» входили только в Казани: военно-обмундировальные мастерские, шорно-амуничные, конной упряжи, кожевенные заводы, мастерские механического производства обуви для войск, производства кожаных ремней и другие. Эти предприятия производили различное оборудование и снаряжение с капиталом 14 млн рублей. С получением срочных военных подрядов численность рабочих достигала 16 тыс. человек.
Пожертвования и подарки
Жители Казанской губернии приняли активное участие во всеобщем благотворительном движении. Они помогали фронту денежными пожертвованиями и подарками. В первые дни войны на оборудование и содержание лазарета в Казани поступило 5255 рублей 40 копеек, на лазарет при Императорском университете – 1494 рубля 54 копейки пожертвований местных жителей. (Напомним: в те годы корову можно было купить в среднем за 62 рубля.)
Казанским губернским земством было собрано: сухарей 100 тыс. пудов на 223,6 тыс. рублей, сушки белой 100 тыс. пудов на 224,9 тыс. рублей, капусты почти 20 тыс. пудов на 14993 рубля, различных предметов (деревянные ящики, хомуты, сани, предметы обмундирования, сигареты) на 706 тыс. рублей, белья и обуви для раненых – на 174 тыс. рублей.
Уполномоченными по заготовке продовольствия для армии за год войны было закуплено и отправлено 4,4 млн пудов овса, муки, ржи, ячменя, крупы, гороха, чечевицы на 4,6 млн рублей. Кроме того, заготовлено более миллиона пудов прессованного сена.
Супруга предводителя дворянства Л.А.Толстая-Мило-славская организовала дворянский дамский комитет, который занимался заготовкой теплых вещей и белья для воинов-фронтовиков. Только за первый год войны этим комитетом было собрано и передано 3014 рубашек, 1089 наволочек, 1838 полотенец, 1039 фуфаек, а также табак, папиросы и бумага.
Командир 1-й Казанской стрелковой дружины подполковник Н.Х.Иомудский благодарил за присланные на фронт подарки: «Мы счастливы, что дорогая родина нашей дружины – Казань – не забывает нас и уже не в первый раз в течение настоящей войны дает нам доказательст-во своего внимания к нам и заботы. В тяжелую годину испытаний, посланных нашей Матушке России, нам, оторванным от своих домов и сражающимся за честь и величие России, конечно, весьма дорого иметь общение с родиной в лице дорогой нам Казани и чувствовать здесь, на чужбине, ее любовь и заботы о нас. Низко кланяемся дорогой земле Казанской».
Военнопленные и беженцы
Летом 1914 года Казань впервые увидела военнопленных. Эшелон с ними прибыл с запада России по железной дороге. Затем прибытие военнопленных продолжалось почти каждый день.
К 4 августа попавших в плен австрийцев и германцев набралось в Казани более 1130 человек. Отсюда партиями от 170 до 250 человек они направлялись дальше – в Вятскую губернию – на пароходах. Всего в Казанской губернии были поселены более двух тысяч интернированных германских и австрийских подданных. В марте 1915 года пленные австрийские офицеры, которые нагло вели себя во всех публичных местах Казани, свободно открытых для них, были выселены из города.
По распоряжению командующего тысячи пленных направлялись на работу в помещичьи имения, кулацкие хозяйства, на промышленные предприятия. Так, к концу 1917 года на предприятиях Казани работали более 1100 военнопленных.
В первые месяцы войны в Казанской губернии появились беженцы из Польши, ставшей театром военных действий. Их поток особенно усилился после поражения русской армии летом 1915 года, когда была оставлена почти вся Польша и большая часть Литвы. Общее число беженцев к концу 1915 года составляло 67 тысяч человек.
Итоги войны
Военные расходы России составили почти 30 млрд рублей. Ежедневно в 1917 году страна сжигала в топке войны 55,6 млн рублей (в 1914 году – 16,3 млн рублей).
Первая мировая война длилась 4 года 3 месяца и 11 дней (с 1 августа 1914 года до 11 ноября 1918 года). По своим масштабам и последствиям этот конфликт не имел себе равных во всей предшествующей истории человечества. С карты мира исчезли Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская империи. На их обломках появились десятки новых государств. Можно сказать, что война предопределила весь дальнейший ход мировой и отечественной истории.
Она стала серьезным испытанием для России, в том числе и для Казанской губернии. Нет сомнения, что патриотическая деятельность сотен тысяч казанцев и других жителей губернии с начала и до конца войны сопровождалась неподдельной тревогой за судьбу Родины и искренней верой в ее будущее.