Сегодня исполняется сто лет со дня вступления России в войну 1914–1918 годов
Современники называли ее Великой, Большой, Второй Отечественной, Германской. Сегодня называют «странной», забытой, но официально – Первой мировой войной, в которую наша страна вступила ровно сто лет назад – 1 августа 1914 года. Это был один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества, в орбиту которого оказались втянутыми десятки стран. Россия стала, пожалуй, главной действующей силой в этом противостоянии. Ее народы заплатили огромную цену за участие в войне. Она превратилась в тяжкое испытание и для жителей Казанской губернии, ее столицы. О патриотизме казанцев, их помощи фронту рассказывает на основе архивных данных наш постоянный автор Евгений Панов.
Вечером 1 августа 1914 года германский посол в России граф Пурталес явился к министру иностранных дел Сазонову за ответом на ультиматум, требовавший отмены русской мобилизации.
Получив отказ, Пурталес вручил Сазонову ноту с объявлением войны. Так для нашей страны началась Первая мировая война. Напомним: формальным поводом для нее стало убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Фердинанда и его жены сербским террористом Гаврилой Принципом в Сараеве, после чего Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Россия заявила, что не допустит оккупации Сербии и начала всеобщую мобилизацию. Война охватила затем территории Европы, Азии, Африки общей площадью 4 млн кв. км. В первом глобальном военном конфликте XX века приняли участие 38 государств с полуторамиллиардным населением (3/4 планеты).
Первая мировая унесла около 17 миллионов человеческих жизней, в том числе более 2 миллионов – наших соотечественников. Но в отечественной истории нет более замалчиваемой войны, чем эта. В народе в те годы войну называли Германской, а официально и в прессе – Второй Отечественной и Великой Отечественной.
Сегодня общество получило возможность ознакомиться с историей этой «забытой войны» по архивным документам и свидетельствам современников, чтобы вернуть из забвения имена и деяния наших дедов и прадедов, геройски сражавшихся на фронтах или жертвенно трудившихся в тылу.
Обращение к фактам убеждает в очевидном сходстве двух мировых войн XX века для народов России. Нет сомнения, что обе были по своему характеру отечественными, хотя в их описании и оценках до сих пор существуют двойные стандарты.
В годы Первой мировой войны наш край играл важную роль в обороне государства. Казанская губерния внес-
ла достойный вклад в защиту Родины. В армию или ополчение ушел почти каждый второй трудоспособный мужчина. Промышленный потенциал Казанского индустриального района обеспечил немалую долю снабжения армии и флота.
Направление – фронт
С 1910 года в Казани на Георгиевской улице в доме Щетинкина располагался штаб 16-го армейского корпуса. В самый канун вступления России в войну корпус был переброшен на австро-германскую границу. В состав его входили 41-я пехотная дивизия, 41-я артиллерийская бригада, 5-я кавалерийская дивизия (в том числе 5-й драгунский Каргопольский полк), 16-й саперный батальон и другие части и подразделения. Командовал корпусом генерал от инфантерии Платон Александрович Гейсман.
Пехотные полки покинули Журавлевские и Алафузовские казармы в Адмиралтейской слободе, артиллерийские батареи оставили Академические казармы и казармы на Арском поле, кавалеристы – Осокинские казармы за газовым заводом на Оренбургском тракте и саперы – Лебедевские казармы под Казанским Кремлем.
С началом боевых действий 16-й армейский корпус был включен в состав 4-й армии. Управление ею формировалось на базе штаба Казанского военного округа, должность же командарма согласно мобилизационному расписанию принял сам командующий округом генерал от инфантерии Антон Егорович Зальца. 4-я армия окажется на направлении главного удара австро-венгерских войск.
5-й драгунский полк выгрузился под Белостоком и походным порядком двинулся на Варшаву в составе шести эскадронов. Командиром полка был генерал-майор Иляшевич. Полк принял участие в боевых действиях сначала на Юго-Западном фронте, а затем на Западном.
11 августа 1914 года драгуны вошли в огневое соприкосновение с противником. Одним из отличившихся в Галицийской битве, при взятии города Сандомир и в других боях был вахмистр И.В.Тюленев, награжденный впоследствии четырьмя Георгиевскими крестами. Напомним: полный георгиевский кавалер, будущий Герой Советского Союза, генерал армии Иван Владимирович Тюленев окончил Казанскую школу прапорщиков.
Героически воевали на полях сражений и другие соединения, части, офицеры и солдаты регулярных и резервных войск из Казани.
От ополченцев до батальонов смерти
Существовавшие пехотные полки еще перед войной выделили штат для создания так называемых полков второй очереди, вошедших в состав вновь организованных 53-й и 84-й пехотных дивизий.
Так, в Казанском гарнизоне были сформированы 305-й Лаишевский и 306-й Мокшанский пехотные полки на базе 161-го Александропольского и 162-го Ахалцыхского пехотных полков. Наспех сведенные в 77-ю пехотную дивизию, эти полки с объявлением войны убыли на фронт и выставлялись на позиции наравне с кадровыми частями.
В 1914 году в России были проведены четыре мобилизации, в ходе которых призваны 700 тысяч мужчин-новобранцев. Провели два призыва ратников первого разряда. Общее количество призванных за пять месяцев достигло 5,1 млн человек.
Казань, являвшаяся центром сосредоточения окружных учреждений военного ведомства, с самого начала мобилизации была главным пунктом формирования воинских частей для действующей армии. Мобилизационным расписанием были назначены к призыву 47619 запасных нижних чинов. Кроме того, были призваны в войска состоявшие на учете и вновь принятые на учет ополчения в Казани 107 офицеров.
Война потребовала мобилизации огромных людских ресурсов. Любопытен в этой связи приказ №715 от 30 декабря 1914 года исполняющего обязанности командующего войсками Казанского военного округа генерала от инфантерии А.А.Маврина. Этот и предыдущие руководящие документы требовали от командования на местах, чтобы новобранцы уже через четыре недели могли быть поставлены в строй «ввиду необходимости принять все меры к скорейшему усилению наших вооруженных сил».
Уже к весне 1915 года был израсходован весь обученный в мирное время запас армии, в бой шли необученные и плохо вооруженные новобранцы и ополченцы. Всего в этом году последовало шесть наборов новобранцев и ратников.
Российский солдат на своих плечах вынес всю тяжесть сражений 1915 года, дав возможность англичанам и французам использовать затишье на Западном фронте для накопления резервов.
В следующем году также последовало шесть мобилизаций солдат. С 11 марта 1916 года в армию стали призывать студентов. Сотни тысяч человек самого работоспособного населения Казанской губернии были взяты на фронт.
Казанский гарнизон в годы войны составлял до 80 тысяч человек, это были солдаты запасных полков и формируемых маршевых гарнизонов. В Казани и окрестностях находилась 13-я пехотная запасная дивизия, которая включала 6 полков. Управление ее размещалось на улице Посадской (ныне ул.Тази Гиззата). Начальником бригады являлся генерал-майор Владимир Викторович Занфиров.
Здесь же, на Арском поле, в новых казармах располагалась 2-я запасная артиллерийская бригада (начальник бригады генерал-майор Николай Кондратьевич Никитенко).
Благодаря дивизии, бригаде и другим частям и соединениям Казанский военный округ в течение сентября, октября, ноября 1915 года отправлял на фронт по 800 маршевых рот в месяц. В целом с 1914-го по октябрь 1917 года округ пополнил фронтовые части 300 тысячами солдат.
С началом Великой войны, как и сто лет назад, создавалось государственное ополчение. На базе Казанского гарнизона формировались части и подразделения из числа ратников первого и второго разрядов (различались по физической годности к военной службе). Сроки подготовки были крайне незначительны – всего до 3–4 недель, поэтому учебная стрельба с ратниками проводилась только на кучность и меткость.
В Казани в 1915–1916 годах были сформированы 685-я (полковник Яков Константинович Зенков) и 686-я (полковник Михаил Михайлович Ярославский) пешие дружины госополчения, которые на 1 января 1917 года насчитывали в своем составе по 22 офицера и 1790, 1983 нижних чина соответственно. Обе пешие дружины входили в состав 56-й ополченческой бригады (начальник – генерал-майор Владислав Васильевич Ромишевский).
В Свияжске, кроме двух дружин (по 1000 человек каждая), был сформирован еще и 120-й запасной батальон двухтысячного состава при населении города в три тысячи человек. Дружины несли караульную службу в Казанском гарнизоне и выполняли большое число нарядов по сопровождению нижних чинов, военнопленных и различных грузов. В Казани командиром 3-го корпуса государственного ополчения являлся генерал Евграф Семенович Саранчанов.
В 1916 году начали формировать полки третьей очереди.
В результате всего этого только за первые полтора года войны население Казанской губернии, насчитывавшее в начале 1914 года 2,85 млн человек, уменьшилось до 2,23 млн человек, то есть на 22 процента.
При пехотных дивизиях западных фронтов в ходе войны стали формироваться ударные батальоны. Во время общего наступления их основной задачей был прорыв укрепленной полосы противника и удержание плацдарма до подхода обычных пехотных батальонов. Формировались ударные части в основном из добровольцев, по преимуществу опытных воинов. Все солдаты и офицеры этих частей проходили полный курс гранатного боя.
9 сентября 1917 года на Театральной площади Казани состоялась церемония передачи боевого знамени первому Казанскому ударному батальону смерти. Батальон состоял из четырех рот по четыре взвода и двух команд – пулеметной и связи. Уже в первые месяцы боев полностью выбыли из строя все военнослужащие этого ударного батальона. Чрезвычайно ценный боевой материал был израсходован практически бессмысленно…
На прапорщиках армия держится
Увеличение численности войск, создание новых формирований и огромные потери среди кадровых офицеров заставили пересмотреть систему подготовки командных кадров. Уже не приходилось думать о качестве обучения – ускоренные выпуски (3–4 месяца) едва могли восполнить недостаток офицеров.
В Российской армии последний ускоренный выпуск 2500 подпоручиков пехоты состоялся 1 октября 1914 года. После этого учебные заведения перешли на подготовку офицеров «военного времени» со званием прапорщиков.
С началом войны штат Казанского военного училища (начальник – генерал-майор Владимир Иванович Кедрин) увеличился с 470 до 600 человек. Все преподаватели и офицеры-воспитатели, не бывшие на фронте, с 1 февраля 1916 года стали направляться в действующую армию.
А в училище прибывали фронтовики. Так, в январе 1917 года с передовой приехал в Казань георгиевский кавалер, унтер-офицер Якуб Джангирович Чанышев. Его определили в первую роту, которая состояла почти целиком из студентов Казанского университета. По окончании ускоренного курса в училище Чанышев в чине прапорщика назначается командиром татарской роты в 240-й пехотный запасной полк. (В годы Великой Отечественной войны Я.Д.Чанышев стал генерал-лейтенантом.)
Всего в Казанском военном училище было осуществлено 17 ускоренных выпусков военного времени, в результате которых юнкера были произведены в прапорщики.
В дополнение к существующим военным училищам в России стали открываться школы прапорщиков, общее количество которых в 1917 году достигло 41-й.
В феврале 1916 года Первую казанскую школу прапорщиков проинспектировал генерал-майор Борис Викторович Адамович, который по результатам осмотра составил донесение военному министру: «По возрасту состав школы моложе всех ноне осмотренных школ: 76% моложе 25 лет. Были на войне – 18%, из унтер-офицеров – 23%».
Окончание – в следующей «толстушке».