В этом здании рождалась местная судебная власть
Здание бывшего окружного суда до революции считалось элитным уголком Казани и помнит немало исторических лиц.
Начнем с того, что этот первоначально двухэтажный дом в стиле классицизма возведен в 1825 году по проекту архитектора Александра Шмидта. Вопреки внешнему аскетизму, строение имело просторный интерьер и вытянутую Г-образную форму. Из-за чего ныне имеет двойной адрес – улица Кремлевская/Наджми, 12/20. Предназначались эти роскошные апартаменты на главной улице города для семьи казанского вице-губернатора Александра Жмакина.
После его отставки в 1830-х годах здание выкуплено казной под квартиру военного губернатора. Именно в этом качестве жилая достопримечательность встретила в 1837 году декабристов, направлявшихся из мест их ссылки в Сибири на Кавказ в действующую армию. Поначалу этапированные на верхнеудинские рудники дворяне-бунтари Вегелин, Лихарев, Лорер, Назимов, Нарышкин, Одоевский, Розен и Черкасов добились от властей частичной амнистии, а затем – перевода на военную службу на Кавказ, где тогда шла война с Чечней. Участие в кавказской кампании им казалось уделом гораздо более достойным, чем перспектива сгинуть в бескрайней сибирской глуши.
Группа декабристов провела в этом доме в августе 1837 года не один день. Пока утрясались их юридические дела, пересыльные находились под неусыпным наблюдением полицейской жандармерии.
В качестве прокурора Казанского окружного суда здание помнит и выдающегося юриста Анатолия Кони – того самого, под председательством которого Петербуржский уголовный суд в 1878 году вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Данную заслугу Кони долго чтили после Октябрьской революции. В частности, Анатолий Федорович оказался единственной «особой второго класса», получавшей пожизненную пенсию от советского правительства.
Окружным прокурором в Казани Кони был всего несколько месяцев – с июля 1870-го по май 1871 года, пока Сенат в условиях кадрового дефицита не решил наконец вопрос о постоянной кандидатуре на вновь учрежденную должность.
В доме военного губернатора в августе 1837 года бывали декабристы. В Казани они оказались по делам, связанным с их направлением из сибирской ссылки на Кавказ в действующую армию
Собственно институт окружного суда образован незадолго до этого, весной 1870 года, и стал судебным органом первой инстанции. Напомним: общий суд в Российской империи с момента реформ императора Александра II состоял из трех инстанций – окружного суда, судебной палаты и Сената. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат же был высшей инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.
Казанский окружной суд состоял из председателя, который утверждался лично императором по представлению министра юстиции, двух товарищей (так тогда называли заместителей) и десяти членов. Вплоть до 1917 года эти чины рассматривали уголовные (с участием присяжных заседателей) и гражданские дела, не подсудные мировым судьям. Помимо Казанской, в округ входили Вятская, Пермская, Самарская, Симбирская и Уфимская губернии.
Под нужды окружного суда и судебной палаты дом военного губернатора был перестроен в 1874 году архитектором Львом Хрщоновичем. Над зданием появился антресольный третий этаж. Парадный вход в центре главного фасада акцентирован навесом на металлических кронштейнах, устроенным над наружным крыльцом, по бокам которого на каменных постаментах находились скульптуры лежащих львов. Все эти элементы, к сожалению, были утрачены.
После революции здание занимали советские судебные органы, представительство наркомюста, а также госархив. Вплоть до недавнего времени здесь располагался Верховный суд республики. Ныне в главном корпусе административного комплекса расположена приемная Президента России в Татарстане.