Минувшие выходные обернулись для семьи К. настоящим кошмаром. В пятницу вечером глава семьи торжественно принес к ужину огромный арбуз, которым взрослые и дети лакомились целый вечер. А уже к полуночи к двери, простите за интимную подробность, в туалет выстроилась очередь. У трехлетнего Вовки открылась рвота и поднялась температура, совсем худо стало и его бабушке. Пришлось вызывать «скорую»…
Причина произошедшего оказалась банальной – взрослые поленились ошпарить полосатую ягоду кипятком, а просто ополоснули водой из крана. Результат не замедлил сказаться….
«Это сейчас такой грипп ходит – кишечный», – судачили в субботу женщины у подъезда. – Говорят, подряд людей косит, настоящая эпидемия началась, и лечения никакого нет…»
Что же это за коварный грипп и как от него спасаться? Может, прививки какие есть? С этим вопросом мы обратились в Республиканскую инфекционную больницу имени Агафонова. Как пояснил один из опытнейших казанских врачей-инфекционистов Михаил Мокин, ни о какой эпидемии «кишечного гриппа» пока речи нет. Более того, заболевания такого в принципе не существует.
– На самом деле имеет место сезонный подъем количества острых кишечных заболеваний, – поясняет Михаил Геннадьевич. – Такое случается каждое лето, причем повинны в этом сами граждане… Думаю, гриппом в народе кишечную инфекцию окрестили по причине того, что возбудителем недуга теперь чаще служат не бактерии, как это было лет тридцать назад, а вирусы.
Свято место пусто не бывает
По данным Роспотребнадзора по РТ, за неделю с 21 по 27 июля 2014 года в республике зарегистрировано 311 случаев заболеваний острыми кишечными инфекциями. Показатель составил 10,8 на 100 тысяч населения, уровень заболеваемости по сравнению с предыдущей неделей возрос почти на девятнадцать процентов.
Много это или мало? Если вспомнить аналогичный период из отечественной истории, к примеру, тридцатилетней давности, то кратно меньше. То есть налицо улучшение эпидемиологической обстановки. Если сравнить с нынешними данными по европейским странам, то наши достижения уже не кажутся столь впечатляющими.
Впрочем, с 2001 года, когда Казань потрясла вспышка холеры, серьезных эпидемий инфекционных заболеваний в столице не отмечалось. Напомним: в жаркую погоду группа подростков, вдоволь накупавшись в небольшом озерце, что в Приволжском районе столицы, уже на следующий день оказалась в городской инфекционной больнице с диагнозом «острая кишечная инфекция в тяжелой форме». Сотрудники лаборатории глазам не поверили, обнаружив в анализах заболевших… холерный вибрион. Заболевание это крайне заразное, так что эпидемия росла как снежный ком. К счастью, подавить ее вспышку удалось достаточно быстро.
Нынче, по мнению специалистов, инфекции приобретают иной характер – от бактериального заражения мы постепенно переходим к вирусному. В первую очередь это обусловлено изменением в лучшую сторону условий нашей жизни. В семидесятых-девяностых годах прошлого столетия среди возбудителей инфекционных заболеваний пальму первенства держали бактерии – та же сальмонелла, шигелла, холерный вибрион. Они уже практически сдали свои позиции в развитых странах, сдаются и у нас. С улучшением жизненных условий, когда в городах нет общественных туалетов с выгребными ямами, огромных помоек и т.п., «среда обитания» бактерий существенно сузилась. Но свято место пусто не бывает – освободившуюся нишу быстренько заняли вирусы.
А чисто обывательское название «кишечный грипп» на медицинском языке именуется вирусной диареей. Вызывается она в первую очередь ротовирусными и норовирусными инфекциями. Посидел малыш в песочнице, поиграл чужой игрушкой, а непомытые пальцы – в рот. Как результат – через несколько часов рвота, температура, боли в животе. Взрослые более устойчивы к таким инфекциям, у них болезнь проходит обычно в стертой форме. Но от этого она не менее заразна. Самое неприятное, что вирус даже более живуч, чем бактерии. К примеру, для обработки помещения от вредоносных бактерий в больнице хватает однопроцентного раствора хлорамина, а для защиты от вируса требуется уже трехпроцентный.
У взрослых часто проявление заражения кишечной инфекцией напоминает симптомы приобретенных за жизнь неинфекционных, хронических заболеваний. К тому же взрослые, прежде чем обратиться к врачу, активно лечатся сами. Сейчас ведь у нас все умеют две вещи – учить и лечить. Почему-то по сей день главным лечением диареи остается прием левомицетина – препарата середины прошлого века, имеющего массу побочных эффектов и крайне вредно действующего на микрофлору кишечника. Есть он практически в каждой домашней аптечке.
– Что же касается самолечения, то до смешного доходит. Так, одна моя пациентка, поступившая в отделение с кишечной инфекцией и уже в хорошей стадии обезвоживания, дотошно выспрашивала у меня, как я буду ее лечить. Рассказал. Она удовлетворенно откинулась на подушку: «Все правильно, я в Интернете тоже так читала…», – вспоминает случай из практики Михаил Мокин.
Раньше лечились по медицинским справочникам, теперь – по Интернету. Стоит ли удивляться, что к врачу такие пациенты попадают уже ослабленными?
– Ну, понять людей можно – кому же хочется месяц валяться в инфекционке?
– У вас устаревшие данные. Сегодня лечение кишечной инфекции, неважно, бактериального или вирусного происхождения, занимает в среднем семь дней. Зато надежно.
Мойте руки перед едой
Банально? Да. Но ведь действенно! Ошпаривайте кипятком овощи и фрукты перед употреблением, подвергайте термической обработке продукты животного происхождения.
– Да, заражение сальмонеллезом не принимает пока характер эпидемии, – соглашается Михаил Мокин. – Но помнить о том, что это зооантропонозная инфекция, основным источником которой являются животные, причем не только сельскохозяйственные, но и вполне домашние Мурки и Шарики, нужно. Даже салат с грядки без обработки употреблять не стоит – мы ж не всегда знаем, чем его удобряли.
Видов сальмонелл существует огромное количество, минимум двести из них опасны для человека. Любителям сырых яиц стоит об этом задуматься. Парное молоко – еще один потенциально опасный источник заражения. Мало кто знает, что киноактриса Екатерина Савинова, настоящая звезда пятидесятых (ну, помните Фросю Бурлакову из фильма «Приходите завтра…»), заразилась бруцеллезом, попив парного молочка во время съемок в одной из станиц. Болезнь не захватили вовремя, она приняла хроническую форму и поразила мозг…
– Какие еще примеры нужны, чтобы научиться подвергать термической обработке сырые продукты? Кстати, слышал недавно по телевидению из уст врача-специалиста, что безопасным на предмет бактериального заражения можно считать мороженое. Чушь полнейшая! Возьмите любой медицинский справочник – там черным по белому написано, что большинство бактерий благополучно переносит полное замораживание, – возмущается врач-инфекционист. –Есть и примеры. Помню, пришлось участвовать в ликвидации вспышки сальмонеллеза в середине восьмидесятых в Мамадышском районе, где взялись готовить мороженое, да еще с применением утиных яиц…
– Веками люди страдают от вирусов и бактерий, но все никак не придумают прививку от них…
– Ну, почему же. Есть прививки, например, от брюшного тифа и холеры, от других заболеваний. Но вот одну прививку от всех инфекций придумать невозможно. Иммунитет – он всегда типоспецифический, то есть работает только от одного типа, даже не вида возбудителей. И сколько прививок делать нужно… Лучше руки мыть почаще и привести санитарную обстановку – водопроводы, общепит и собственную кухню – в порядок. С инфекциями проще и правильнее бороться с помощью четкого выполнения противоэпидемических санитарных норм. Не есть на улице, тем более, купленную у частника пищу. Придя в кафе или ресторан,
первым делом наведайтесь в сан-
узел и помойте руки с мылом. Элементарно? Да. Но сколько раз мне приходилось видеть, как пришедшие, к примеру, в «Макдоналдс» мамочки в лучшем случае вытирают руки своему чаду обычным носовым платком сомнительной свежести, – говорит Михаил Мокин.
В начале августа нам обещают новый виток жары. Ко всему этому наступает пора арбузов, дынь, изобилия фруктов. И – мух, главных переносчиков бактериальных инфекций. Как инфекционист со стажем врач заявляет: наверняка появятся больные дизентерией. И подчеркивает: профилактика против всех инфекций – одинаковая, нужно только не пренебрегать ею. Здесь все зависит от себя самого. Не захочешь – не заболеешь.