Школьный выпускной бал Никита Чернега (на снимке справа) и Леша Волостнов пропустили. Правда, в родной гимназии заранее записали видео с участием ребят, показали его на выпускном, так что, можно сказать, виртуально они были в этот день вместе с одноклассниками. А реально – не поднимая головы решали сложные задачи, готовясь к Международной математической олимпиаде, которая прошла нынче в Южно-Африканской Республике.
Как мы уже сообщали, выпускники 122-й казанской гимназии Никита Чернега и Алексей Волостнов на прошлой неделе вернулись из ЮАР, где в составе российской команды из шести человек принимали участие в крупнейшей математической олимпиаде – своего рода чемпионате мира по математике для старшеклассников. Чернега выиграл там золотую медаль, его одноклассник Волостнов – серебряную.
Казанские школьники и прежде в разные годы принимали участие в Международной математической олимпиаде. И золотые медали были – в 2011 и 2012 годах их выигрывал ученик 131-го физико-математического лицея Михаил Григорьев. Но два наших земляка в сборной России, да еще и одноклассники – такое впервые. К тому же 122-я гимназия традиционно считается специализирующейся более на гуманитарных, нежели на точных науках. Впрочем, тут гимназический учитель математики Луиза Петрова со мной не соглашается. Говорит, что все преподаватели по ее предмету в гимназии имеют высшую категорию. А одаренные дети с пятого класса имеют возможность заниматься в математическом кружке. Собственно, с такого кружка Леша с Никитой и начинали
– Для успеха нужно много заниматься, но без таланта серьезных результатов все равно не достичь, – говорит Луиза Петрова. – С другой стороны, талантливых детей надо поддерживать. Конечно, это большая удача, что именно в этой школе, в этом классе сошлись два мальчика с такими способностями. Но ведь и мы им все необходимые условия создали: отправляли за счет школы на все возможные учебные сборы и турниры – от городских до всероссийских.
Кстати, успехов на других турнирах у ребят тоже немало. Никита еще в прошлом учебном году выиграл международную олимпиаду в Болгарии, а в 11-м классе они с Алексеем становились победителями и призерами на Китайской математической олимпиаде, международном турнире в Казахстане, Всероссийской олимпиаде по математике. Кроме того, есть в их активе и победы на турнирах по информатике.
Что касается южноафриканского Кейптауна, где проходила 55-я Международная математическая олимпиада, то, как выяснилось, там ребята не только упорно соревновались, но и успели познакомиться с достопримечательностями. Организаторы турнира устроили школьникам экскурсии на мыс Доброй Надежды, на Столовую гору (одна из визитных карточек Кейптауна). Но особенно запомнились, рассказывает Никита, плавание на корабле в океане и морской котик, который у них на глазах охотился на рыбу.
В олимпиаде в ЮАР участвовали школьники из 101 страны. Но российские ребята, по признанию Никиты и Алексея, теснее всего общались с украинскими сверстниками, которых уже давно знают по прошлым турнирам и с которыми очень дружат, чему не могут помешать никакие политические обстоятельства. Кстати, россияне и украинцы стали единственными представителями Европы в первой десятке командного зачета олимпиады, заняв соответственно четвертое и шестое места. На первом месте в итоге оказалась сборная Китая, на втором – США (которая, по словам ребят, тоже состояла в основном из американских китайцев), тройку лидеров замкнул Тайвань, на пятом месте – Япония. А после Украины еще и Южная Корея с Сингапуром пристроились. Вот такое преимущественно азиатское лицо у современной математики. Но это так, к слову.
Серьезные успехи на международном уровне позволили Никите и Алексею без экзаменов поступать в любой вуз. И они уже выбрали для себя Московский физико-технический институт. Потому что считают его одним из лучших наших вузов. Впрочем, это не значит, что молодые таланты потеряны для республики.
– Я планирую после вуза вернуться в Казань, – уверенно говорит Чернега. Его однокашник пока не столь категоричен – на вопрос о жизненных планах уклончиво отвечает: «Как пойдет». А вот когда речь заходит о том, остается ли в их жизни время на
– Да на все у них есть время, – приходит ученикам на выручку Луиза Петрова. – Они совсем не «ботаники»!
Не секрет, что в целом с математикой у татарстанских школьников в последнее время, мягко говоря, не очень, вот и нынешние результаты ЕГЭ по этому предмету не сильно радуют. Многие школьники вообще не понимают, зачем им все эти хитрые формулы, которые «в жизни не пригодятся».
– А вам зачем математика? – спрашиваю я у Алексея и Никиты. И по некоторой растерянности на их лицах понимаю, что им странно слышать этот вопрос.
– Ну, во-первых, математика – это красиво! – объясняет Алексей. – А еще она очень хорошо ум в порядок приводит.
И я вспоминаю отца кибернетики Норберта Винера, который говорил, что высшее назначение математики – «находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает». И немного завидую юным казанским математикам, которым дано найти этот порядок, увидеть всю красоту царицы наук и открыть новые ее секреты.
Фото автора