Местная власть: сколько «проглотить» полномочий

По какому пути будет развиваться система местного самоуправления в регионах России? Как на эти изменения должно реагировать законодательство? Есть ли в стране опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления? Эти и другие вопросы обсуждали участники общероссийского заседания представителей муниципалитетов, которое прошло на днях в Москве.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

information_items_10113067

По какому пути будет развиваться система местного самоуправления в регионах России? Как на эти изменения должно реагировать законодательство? Есть ли в стране опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления? Эти и другие вопросы обсуждали участники общероссийского заседания представителей муниципалитетов, которое прошло на днях в Москве.

Как мы уже сообщали, заседание провели Совет Федерации совместно с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО) под председательством президента ОКМО Степана Киричука, который является также руководителем Комитета палаты регионов по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В заседании принял участие председатель Совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров, который по возвращении из Москвы прокомментировал самые важные моменты заседания и поделился мнением, как сегодня в Татарстане идет развитие системы местного самоуправления.

Наша справка. Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) объединяет муниципальные образования страны. Членами ОКМО являются советы муниципальных образований 83 субъектов РФ.

Конгресс был создан в 2006 году в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении. Его основная цель – организация взаимодействия муниципальных образований и советов МО субъектов РФ, защита и представление общих интересов муниципальных образований в федеральных органах государственной власти.
ОКМО также содействует муниципалитетам в сотрудничестве с международными организациями. Татарстан является постоянным членом ОКМО.

– Минсагит Закирович, какие вопросы, поднятые на заседании, вас, что называется, зацепили за живое?

– Начну с того, что доклад президента Конгресса Степана Киричука о деятельности ОКМО в 2013 году и приоритетных направлениях деятельности в 2014 году был очень критичным. И он в целом был одобрен участниками форума. Одной из самых обсуждаемых на заседании стала тема избыточного надзора за органами местного самоуправления. Многие представители российских муниципалитетов жалуются на чрезмерные, по их мнению, штрафные санкции, налагаемые на руководителей местной власти со стороны федеральных территориальных структур. Эти же вопросы остро поднимались в ноябре прошлого года на Всероссийском съезде муниципальных образований в Суздале в присутствии Президента страны Владимира Путина. В итоге он поручил Правительству разработать пакет нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственного контроля и надзора за деятельностью органов МСУ. В декабре прошлого года в закон ФЗ-131 о местном самоуправлении были внесены соответствующие изменения, а Генеральной прокуратуре предписано провести анализ этих проблем. Позже было признано наличие нарушений в данной сфере.

– Насколько нам известно, у Татарстана есть собственный опыт защиты органов МСУ от избыточных штрафов.

– Как раз об этом опыте, в частности, шла речь на заседании Конгресса. Мы в Татарстане первыми среди субъектов РФ создали, например, межведомственную комиссию, которая предметно занимается в том числе и этими вопросами. Комиссию возглавляет Президент Рустам Минниханов. На сегодня эта проблема той актуальности, того «караула!», которые были три года назад, не имеет. Заметно снизилось количество самих проверок, наказаний и штрафов. Мы добились, чтобы контролирующие органы считались с возможностями муниципалов. От полного непонимания пришли к конструктивному сотрудничеству. Заключили ряд соглашений с надзорными и силовыми структурами. Федеральный округ очень помог, полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич лично занимался этими вопросами.

ГДЕ ТОТ БАЛАНС…

– Вы сказали, что на заседании широко обсуждались вопросы, продиктованные вступлением в силу Федерального закона №136 от 27 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Новшества там серьезные. Какая поддержка будет оказана регионам в их реализации со стороны федерального центра?

– Вы, наверное, уже знаете, что согласно этим изменениям организация системы местного самоуправления возложена на власти субъектов РФ, которые должны принять соответствующие нормативно-правовые акты с учетом мнений представителей власти на местах, муниципальных депутатов и местных жителей. Основная цель закона – найти баланс между полномочиями органов местного самоуправления и возможностями местного бюджета. Российскому Правительству поручено оказать методическую и правовую помощь региональным властям при подготовке ими законов, касающихся местного самоуправления. Будет проводиться постоянный мониторинг этой работы, а в срок до 1 сентября и до 15 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин планирует заслушать доклады о выполнении этого поручения. К сентябрю же должна быть разработана универсальная схема распределения полномочий между регионами и муниципалитетами. Сейчас проводится огромная работа по подготовке необходимых изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы и в российское законодательство, регулирующее вопросы МСУ.

– Минсагит Закирович, какая-то оценка работы Татарстана по развитию местной власти на местах была дана на этом заседании?

– Да, в докладе Степана Киричука было отведено значительное место опыту татарстанского Совета муниципальных образований – как одного из лучших советов МО среди субъектов РФ. Кстати, у нас недавно находилась делегация ОКМО во главе с исполнительным директором Виктором Панкращенко, да и сам Степан Киричук не раз бывал в Татарстане, знакомился с ходом муниципальной реформы. На заседании президиума ОКМО было доложено, что делается через Совет МО в Татарстане по совершенствованию работы органов местного самоуправления, какие у нас возможности, какие конкурсы проводим, какие получаем гранты. В нынешнем году, например, руководством республики выделено 104 миллиона рублей на гранты сельским поселениям, и гранты эти ежегодные. И уже почти 800 легковых автомашин муниципалитеты получили в качестве мер государственной поддержки.

ВЛАСТЬ РАЗНАЯ, ЛЮДИ — ТЕ ЖЕ

– Вы упомянули, что доклад Степана Киричука был критичным. О чем он говорил?

– Например, он сказал буквально следующее: пальцев на руке хватит сосчитать лучшие Советы МО, которые хоть что-то делают во благо развития муниципальной системы России. Мы очень рады, что оказались одним из этих «пальцев».

Мое убеждение: государственная и муниципальная власть должна работать как одна команда. И очень важен открытый диалог между властью на местах и гражданами – только в этом случае можно говорить об успешном развитии территорий. Нам вот очевидно, что без совместной работы с Президентом, с Государственным Советом, с Правительством муниципалитетам выживать было бы тяжело. У нас поддержка с этой стороны весомая, нам даже завидуют в других регионах. Потому что мы находим не только моральную поддержку – хотя она и сама по себе много значит. Например, у Татарстана, единственного субъекта в России, есть медаль «За развитие местного самоуправления в РТ», и она третья по рангу среди государственных наград республики.

В нашем Совете МО работает правовое управление, мы можем дать профессиональное заключение по тем или иным нормативным документам, которые готовятся к принятию Госсоветом, Правительством. Это важно, потому что в муниципальных образованиях, вы знаете, практически нет юридических служб. Наши юристы закреплены за определенной группой городов и районов и оказывают всю возможную помощь, часто выступают по доверенности в защиту муниципальных образований. И пока большинство процессов выигрываем.

Или вот опять я про штрафные санкции: есть полномочия муниципалитетов, которые уже переданы на государственный уровень, а контролирующие органы до сих пор продолжают наказывать за их неисполнение. В основном эти ситуации и возникают из-за того, что наши люди не умеют юридически грамотно защищаться в этих вопросах. Поэтому мы постоянно проводим семинары для представителей местной власти.

Человеку надо комфортно жить именно сейчас

– Впервые федеральный законодатель дал возможность регионам самим решить, какая структура местного самоуправления должна быть в городских округах, и особенно в столичных городах. Много копий было сломано по этому поводу на заседании Конгресса?

– Ох, много! Уже сообщалось, что сельским поселениям низового звена оставлены тринадцать обязательных, то есть непередаваемых, полномочий, но многие выступающие доказывали, что это неправильно, мол, хотим все 37 полномочий! Действительно, есть отдельные муниципальные образования, у которых для этого достаточное финансовое обеспечение. А другие опасались, что с передачей полномочий на районный уровень начнется отфутболивание граждан по инстанциям. Придет, скажем, гражданин к главе небольшого поселения с требованием убрать мусор с улиц, а тот ему: езжай в район со своим вопросом, это уже не мои полномочия. А придешь по вопросам здравоохранения к главе района, он тебе скажет, что эти полномочия государственные, езжай в «республику»… А гражданину-то какая разница, кто какие полномочия выполняет, ему здесь и сейчас надо комфортно жить. Поэтому мнения высказывались самые противоположные. Но субъекты будут сами эти вопросы решать, и Татарстан тоже. Тут необходим индивидуальный подход, в зависимости от многих факторов – численности населения, финансового обеспечения муниципального образования, наличия материально-технической базы.

От вопроса, будут ли на все это деньги, представители Правительства «уходили» мягко и красиво. Но я вам скажу: есть общедоступная цифра – на развитие МСУ в целом не хватает дополнительно трех триллионов рублей по России. Предлагаемые изменения в налоговом и бюджетном законодательстве принесут муниципальному сообществу около 160–170 миллиардов. Так что выводы делайте сами…

Нам честно сказали, что экономика страны по объективным причинам пока застопорилась и выделить муниципалитетам деньги в полном объеме сегодня не представляется возможным.

Что же касается новшеств по полномочиям сельских поселений… Не будем ставить телегу впереди лошади. Кому и сколько полномочий будет определено, решение этого вопроса, как я уже говорил, за субъектами.

Выше компетенция – больше отдача

– На этом заседании вас избрали членом президиума Конгресса МО. Какое направление будете курировать?

– Членами президиума ОКМО от каждого федерального округа избираются представители двух советов муниципальных образований регионов. От Приволжского федерального округа избрали меня и Марину Павловну Беспалову, мэра города Ульяновска и председателя ассоциации «Совет муниципальных образований Ульяновской области». Сейчас решается, какими вопросами мы займемся, но если выбирать, я бы остановился на бюджетном обеспечении муниципалитетов, эта тема наиболее мне близка. Хотя все относительно. Например, кадровые вопросы сегодня даже выше по значимости финансового обеспечения. Выступая на заседании, Марина Беспалова рассказала, что у нее в двух районах нет глав – не могу, говорит, найти людей. И у нас в Татарстане на селе тоже определенный кадровый голод на глав сельских поселений.

Кстати, на днях в Казани прошло первое заседание Совета по вопросам кадровой политики при Президенте РТ, его возглавляет руководитель Аппарата Президента Асгат Сафаров. На нем получила логическое продолжение и та работа, которая у нас ведется по подготовке кадров для муниципалитетов и низового звена в том числе благодаря Казанскому (Приволжскому) федеральному университету. Еще одна задача на ближайшее время – поднять активность депутатского корпуса. У нас 8 тысяч депутатов муниципального уровня. Если эффективно задействовать все ресурсы этой армии, думаю, существенных сдвигов в развитии местного самоуправления мы добились бы быстрее. Почему и появились последние законодательные инициативы – образование новых муниципалитетов на территориях городских округов. Дело ведь не в том, чтобы просто территориально разделить города на районы – со своими органами представительной и исполнительной власти. Цель другая – дойти до каждого человека на этой территории. А вы представьте, что в Казани почти на 50 тысяч населения приходится один депутат. Когда он дойдет до своих избирателей?

При обсуждении проекта федерального закона мы много говорили на эту тему, ваша газета тоже много об этом писала. Но пока Казань, например, остается на таких позициях, что кардинально менять ничего не надо.

Как говорится, война план покажет.

Вообще, не бывает так, чтобы на сто процентов кто-то один был прав, истину надо искать где-то в середине. Думаю, ума нам на это хватит.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще