На днях в Аппарате Президента РТ провели совещание, на котором были рассмотрены варианты строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань.
От первоначальной схемы прохождения ВСМ (так называемого нижнего маршрута – см. фото внизу) однозначно решено отказаться. Этот вариант предусматривал прохождение новой магистрали вдоль уже существующей железной дороги, и в части проектирования он, конечно, является наиболее простым. Однако в соответствии с данной схемой предполагалось снести более четырехсот объектов недвижимости, в основном жилых домов, что, безусловно, не устраивало жителей пригородов Казани.
Поэтому дополнительно был предложен средний маршрут, у которого также нашлись серьезные недостатки. Подразумевалось, что ВСМ пройдет в непосредственной близости от казанских поселков Беляевский и Юдино. Прокладка магистрали между двумя населенными пунктами привела бы к рассечению маршрутов миграции жителей и, как следствие, повышению травматизма и смертности населения, что наглядно демонстрирует пример нижегородского Дзержинска, где из-за близости железнодорожной инфраструктуры люди ежедневно подвергаются опасности.
Кроме того, «средняя» территория имеет холмистую местность с множеством пересекающихся инженерных коммуникаций, перенос которых сопряжен со значительным удорожанием проекта. К тому же все-таки пришлось бы снести более десяти объектов недвижимости и нанести ущерб лесопарковой зоне «Лебяжье», где планировалось построить участок ВСМ.
Рассмотрен и третий по счету – верхний маршрут. Однако на этапе обсуждения данного варианта выяснилось, что руководство Казанского федерального университета категорически против него. Дело в том, что этим проектом предполагалось проложить железнодорожную ветку через университетские полигоны, оснащенные дорогостоящим оборудованием, применение которого при таком раскладе станет невозможным. И опять же, понесло бы урон «Лебяжье» – излюбленное место отдыха казанцев. Это обстоятельство вполне могло спровоцировать социальный резонанс.
Дабы исключить вышеперечисленные недостатки, на совещании был предложен альтернативный вариант прохождения ВСМ. В этом проекте исключается проезд поездов в местах активной жизнедеятельности поселений, снос жилья в Юдино и Беляевском. Предполагается минимальное воздействие на экологию – в части рассечения лесопарковой зоны «Лебяжье». А также учитывается интерес КФУ относительно полигонов. Однако все же затрагивается территория университета, на которой располагаются строения биологического факультета. Но, как уверяют авторы альтернативной идеи, этот участок ветки возможно перенести.
В результате согласованный с представителями заинтересованных сторон четвертый вариант прохождения ВСМ был направлен на проработку в Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики и заказчику проекта – ОАО «Скоростные магистрали».
В настоящее время по компромиссному варианту выполняются картографические работы – трасса наносится на карту в масштабе 1:10000. После их завершения будет проведено заседание межведомственной рабочей группы по координации взаимодействия Правительства Татарстана и руководства Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань.