Казанские дамбы – настолько приметный элемент городской среды, что о них даже упоминается в поэзии
Вид на Ленинскую дамбу с кремлевского холма – одна из наиболее ярких визитных карточек столицы республики.
Казань без речных дамб – как птица без крыльев. По верному замечанию краеведа Льва Жаржевского, это настолько приметный элемент городской инфраструктуры, что даже упоминается в искусстве. Например, в поэме Евгения Евтушенко «Казанский университет»: «По дамбе над Волгой, по дамбе над спящей Казанью, по дамбе над жизнью…»
Ленинская дамба сооружена одновременно с инженерной защитой города – в 1955-м. Через год вступил в строй старый Ленинский мост – спустя семь месяцев после открытия Адмиралтейского, ныне Кировского. Приблизительно тогда же, по всей видимости, и был сделан нижний фотоснимок.
Вот что писала «Советская Татария» в марте 1956 года: «Казанские строители сняли опалубку с Кремлевского транспортного моста. Сейчас здесь идут последние отделочные работы: заканчивается изоляция и установка перил. Новый железобетонный трехпролетный мост имеет длину 142 метра, ширину около 25 метров. Самая высокая часть его – центральная – будет возвышаться над водой почти на десять метров… Мост построен по проекту инженера А.Гавриленко».
Как ни странно, вплоть до сего времени транспортная связь с Заречьем, по сути, была крайне ненадежной. Ведь предыдущий мост в этом месте был деревянным, и каждый год возникала угроза его сноса паводковыми водами.
Кстати, самая первая в городе дамба – Адмиралтейская – сооружена в 1843 году. Ее назначением было обеспечение связи с речными причалами на Волге. Предшественница Ленинской дамбы – Кизическая (в газетах ее называли «Хижицкой») является второй по времени появления. Как утверждают историки, неурожай начала 1890-х годов вызвал огромный приток голодающих крестьян в город. Для помощи нуждающимся были организованы так называемые «общественные работы». В число таких работ вошло и строительство Кизической дамбы.
На нее царское правительство выделило 43 тысячи рублей, еще 10 тысяч ассигновал город. С появлением Кизической дамбы город получил постоянный мост через Казанку под Кремлем.
Позднее, в начале XX века, возведена так называемая Новая дамба – от Волги до Ново-Татарской слободы, и на этом гидротехнические работы в городе застопорились. Между прочим, остатки старой дамбы и в наши дни можно увидеть с западной стороны Ленинской дамбы. Со стороны, обращенной к Кировскому мосту, сооружение имеет ступенчатый вид, нижняя ступень – это и есть старая Кизическая дамба.
- Нынешний Кремлевский мост через Казанку состоит из трех эстакад, движение по центральной было открыто в ноябре 2012 года. Общая длина конструкции составляет 172 метра, ширина – 46 метров
Возведению же на ней каменного моста помешали революционные события 1917 года, а в период индустриализации – начавшаяся Великая Отечественная война. К идее вернулись лишь в начале 1950-х годов, когда началось сооружение Куйбышевского гидроузла на Волге. Официально железобетонный Ленинский мост торжественно открыли на сорокалетие Октябрьской революции – в октябре 1957-го.
…Минуло полвека. Транспортный поток возрос в десятки раз, на данном участке город задыхался от дорожных пробок. Необходимость строительства нового моста планировалась уже в канун тысячелетия города. Однако планы были реализованы лишь перед Универсиадой-2013.
Движение по реконструированной Ленинской дамбе и современному мосту-развязке стартовало 27 июня прошлого года. Красную ленточку на открытии нового объекта перерезал Президент Татарстана.
По замыслу проектировщиков, венцом строительства моста станет оборудование прилегающей набережной. Горожане с нетерпением ожидают ее сдачи в строй.