Помните песенку сыщика из известного мультфильма «Бременские музыканты»? «А нюх как у собаки…» – одно из главных достоинств гениального мультяшного сыскаря. А вот справился бы он с той повседневной работой, которую приходится выполнять служебным собакам уголовно-исполнительной системы, – вопрос открытый.
То, какими навыками обладают четвероногие помощники УИС Татарстана, кинологи продемонстрировали гостям праздничной встречи, посвященной 105-летию образования кинологической службы уголовно-исполнительной системы в Учебном центре УФСИН России по РТ.
Основной костяк вышедших на торжественное построение в сопровождении своих наставников четвероногих сотрудников составляют, разумеется, немецкие овчарки. Но были среди них ротвейлеры и даже спаниель.
Осужденным, решившим сократить свой срок отбывания наказания, не позавидуешь – демонстрационное задержание «преступника» и освобождение «заложника» под звуки выстрелов, сквозь дымовую завесу и огневую полосу прошло стремительно и безукоризненно. Поверженный лобовой атакой «преступник» вжался в траву, а овчарки Банда и Фина все продолжали терзать содранную с него фуфайку.
– Собаки, как и люди, имеют разные темпераменты. Специалисты еще в питомнике определяют склонность щенят к той или иной работе, – рассказывает по ходу показательных выступлений начальник кинологического отделения управления по конвоированию
УФСИН по Татарстану Александр Булыгин. – Выбраковка очень большая. Определив прошедших отсев по темпераменту, начинаем обучение. Крупных собак, особенно холериков, обнаружению наркотиков и взрывчатых веществ лучше не обучать – они быстро устают наклонять голову, им нужно движение, погоня. А вот, к примеру, русский спаниель Бади – стопроцентный флегматик. Обладает исключительным нюхом, обучен на обнаружение наркотических веществ. Видите, он ни на что другое не обращает внимания – характер такой.
В это время очаровательный флегматик Бади не спеша подходит к расставленным на поле сумкам, обнюхивает их и без колебаний обозначает закладку имитатора наркотика.
Наставник спаниеля старший прапорщик Сергей Селезнев просит Бади не отворачиваться от камеры, попозировать и с гордостью рассказывает о достижениях своего питомца.
– Бади – охотник, у него отличный нюх, – рассказывает бывший десантник. – Мы чувствуем друг друга. Без любви к своему питомцу в нашей работе ничего не получится.
Сергей и Бади несут службу в исправительной колонии №2. Досматривают транспорт и грузы, посылки осужденным.
Кстати, на днях в ИК-19 при досмотре (вернее сказать, при обнюхе) посылок служебная собака показала на одну из них. Именно там сотрудники колонии обнаружили почти три грамма героина. Но самую весомую во всех смыслах находку обнаружила собака в ИК-18. У приехавшей на длительное свидание с мужем женщины овчарка «вычислила» пакет с «сахаром». Выяснилось, что гранулы белого цвета, перемешанные с сахарным песком, не что иное как 800 граммов наркотического вещества.
У сотрудников ИК-2 старшего инструктора-кинолога Рамзиля Ахметвалиева и овчарки Шмидта задача другая – при необходимости собака легко возьмет след бежавшего осужденного. Основная же функция – патрулирование территории, конвоирование содержащихся под стражей.
– Собак люблю с детства. Но только здесь понял, что для работы со служебной собакой нужно огромное терпение. Тогда и результат будет, – рассказывает Рамзиль. – И неважно, кто инструктор – женщина или мужчина. Главное – терпение. А любовь к собаке подразумевается.
- В короткую паузу подполковник с гордостью сообщает: кинологическая служба УИС Татарстана входит в десятку лучших в системе ФСИН. «На нашем попечении находится более четырехсот служебных собак, штат – 150 специалистов, 15 процентов из них – женщины», – рассказывает Леонид Архипов
– Ну какая в деревне у Шарика или Бобика может быть порода? – отвечает вопросом на вопрос Рамзиль. – Просто любимая собака.
И добавляет: «Шмидт очень играть любит. Настоящий холерик».
Овчарка и сейчас настроена поиграть, фыркает и рвет поводок. Но никаких фамильярностей и всяких уси-пуси со стороны, чувствуется, не позволит: у нее один царь и бог – Рамзиль…
Главный распорядитель на празднике кинологов – начальник кинологической службы УФСИН по РТ подполковник Леонид Архипов – общается с коллегами, благодарит артистов-кинологов за отличные номера, время от времени поглядывая на трибуну для гостей, где за ним влюбленным взглядом наблюдает десятилетний сын Максим.
В короткую паузу подполковник с гордостью сообщает: кинологическая служба УИС Татарстана входит в десятку лучших в системе ФСИН.
– На нашем попечении находится более четырехсот служебных собак, штат – 150 специалистов, 15 процентов из них – женщины, – рассказывает Леонид Архипов. – Несмотря на сложность профессии, они прекрасно справляются с крупными собаками. К примеру, овчарки Банда и Фина – личные собаки инструктора отдела спецназначения (ее имя подполковник по соображениям секретности не назвал. – Прим. авт.). Главное достижение, в котором есть и наш немалый вклад, – за более чем десятилетие из мест содержания осужденных не допущено ни одного побега, а все решившиеся на побег благополучно задержаны.
Рассказал начальник кинологической службы и о нововведениях в процесс обучения четвероногих сотрудников. Список наркотических веществ пополняется синтетическими дизайнерскими наркотиками, так что собаки постоянно пополняют свои навыки. Это плюс к тому, что они способны обнаруживать взрывчатые вещества, оружие и даже сотовые телефоны.
Словом, нынешние достижения татарстанских кинологов уголовно-исполнительной системы и их питомцев наглядно свидетельствуют о приумножении более чем вековых традиций службы. Их опыт доказывает, что применение служебных собак при выполнении оперативных задач – это в известных обстоятельствах самое гуманное профилактическое спецсредство и сдерживающий фактор предупреждения и пресечения правонарушений в учреждениях УИС.
А на вопрос о будущей профессии Максим Архипов ответил без колебаний: «В ВДВ буду служить или, как папа, стану кинологом».