Мы часто говорим о проблемах неблагополучных семей – есть специальные службы, которые призваны оказывать им помощь, принимаются программы, разрабатывается законодательство. Обычная же семья оказывается за бортом внимания общественности. Между тем «базовая ячейка общества» с традиционными ценностями в современном мире подвергается серьезной трансформации, если не сказать разрушению.
Обратимся к статистике. В Татарстане каждая вторая семья, заключившая брак, разводится. В одних муниципальных образованиях ситуация лучше, в других хуже, но это уже становится нормой, и на протяжении последних нескольких лет эта цифра не меняется. Основная доля разводов приходится на молодые семьи, прожившие в браке от одного года до пяти лет. Причем, если верить социологическим опросам, главная причина, по которой люди расходятся, – неумение гасить конфликты и недопонимание между супругами, а уже на втором месте стоят материальные проблемы.
Разводы – далеко не единственная угроза для института семьи, и это, скорее, следствие тех проблем, которые назрели в обществе. Разрушителей «базовой ячейки» много – безотцовщина, пьянство, наркомания, бытовое насилие, рождение детей с серьезными патологиями, аборты…
Как повысить престиж семьи, защитить духовные ценности и уберечь ее от развала – эти и другие вопросы обсудили за «круглым столом» представители органов власти, общественных организаций и религиозных конфессий в парламенте республики.
Пример для подражания
«В целом государственные службы не готовы сегодня к работе с обычной семьей, акцент в их деятельности пока делается на асоциальные семьи, – высказал мнение заместитель главного врача семейной клиники «ТАНАР», руководитель проекта «Семейная политика в городе Набережные Челны» Александр Зотов. – Тем не менее если приоритеты изменятся, то и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, станет меньше, так как работа по сохранению нормальной семьи – это профилактика возможных проблем».
Александр Зотов привел пример автограда, где объединились для укрепления семьи. В частности, создали координационный совет под крылом администрации города, куда вошли представители образования, здравоохранения, социальной защиты, ЗАГСа, религиозных объединений, бизнеса. Был открыт университет для родителей, где каждую субботу для желающих проводятся занятия. «Если раньше на них приходили единицы, то сейчас сотни», – констатировал эксперт. Отдельно ведется работа с молодоженами, к ней привлекаются не только психологи, но и медики. В ЗАГСе работает «Школа мужа и жены», где можно пополнить знания в области семейных отношений. «Больше половины семейных пар, подавших на развод, можно сохранить, если с ними вести профилактическую работу», – уверен специалист. В муниципальном образовании создана общественная организация «Союз отцов».
«В каждом муниципалитете должна быть принята программа семейной политики, – уверен Александр Зотов. – И акцент в ней должен быть сделан на молодые семьи. Также необходимо создать координационный совет на уровне республики для объединения и решения проблем рядовой семьи. Нужно ввести в вузах факультативы по этой теме, так как создание здоровой семьи касается каждого человека. Почему бы студентов, обучающихся на психологов и педагогов, не привлечь к работе со школьниками? Во всех отделениях ЗАГС необходимо организовать школы мужа и жены. И очень важно готовить грамотных лекторов по семьеведению».
Начало семьеведения
Идея о том, что нужно учить ребятишек, как строить семью, известна давно. И в республике сделаны определенные шаги в этом направлении. Как рассказала начальник отдела дополнительного образования Министерства образования и науки Эльвира Сафина, в республике разработан курс по семьеведению. Пилотный проект этой программы был апробирован в прошлом году на базе двух школ в Казани и Сабинском районе. По данному курсу прошли обучение двести педагогов, и в его реализации уже задействованы все муниципальные образования. «Материалы относительно этого проекта есть на сайте», – отметила она.
В свою очередь уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская сказала о том, что семьеведение необходимо преподавать с первого класса, так как у ребенка должны формироваться правильные знания о семье с раннего возраста. «Есть такой опыт в Пензе», – подчеркнула она.
Заместитель председателя Общественной палаты РТ Ольга Тимуца рассказла, что в 2011 году на базе палаты был создан координационный совет, объединивший двадцать общественных организаций и учреждений социального обслуживания. Этот орган определил основными направлениями работы создание условий для трудоустройства молодых родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, решение вопросов инклюзивного образования, предоставления жилья детям-сиротам и многое другое.
Ювенальные пазлы
Выступление члена общественной организации «Многодетные семьи Республики Татарстан» Ирины Волынец несколько озадачило. В свое время достаточно широко обсуждалась тема ювенальной юстиции, которая предполагает изъятие детей из неблагополучных семей – эта форма активно используется в западных странах. В итоге после широкого общественного обсуждения ввести подобный институт в России не решились. Тем не менее, по словам Ирины Волынец, ювенальные технологии внедряются через законы, которые, казалось бы, не имеют к этой теме никакого отношения. В частности, в прошлом году был принят Закон «О социальном обслуживании граждан Российской Федерации». Правовые эксперты констатируют: социальное обслуживание переходит в разряд коммерческих услуг, что чревато серьезным повышением цен на них. «Самое тревожное, что со следующего года будет введен тотальный контроль за всеми семьями», – отметила Ирина Волынец.
Можно было бы отнестись к этим словам скептически, но… Не так давно все родители школьников получили примечательные анкеты. Сама являюсь мамой ученицы и лично отвечала на вопросы, которые там прописаны. Скажу откровенно: некоторые насторожили и удивили. К примеру, имеется ли у ребенка рабочее место – наличие компьютера, ноутбука и так далее. И как ответить на вопрос, бывают ли в семье ссоры? А есть ли вообще семьи, где нет конфликтов? Ведь вопрос не в их наличии, а в том, как они разрешаются.
Наша учительница объяснила, что эти анкеты нужны для выявления неблагополучных семей. И что же, если, к примеру, у ребенка нет компьютера или ноутбука, то семья уже автоматически причисляется к неблагополучной? На этот вопрос педагог ответить не смогла.
«Правовые эксперты бьют тревогу из-за того, что в федеральном законе крайне расплывчаты ключевые формулировки, – пояснила Ирина Волынец в интервью корреспонденту «РТ». – В частности, при перечислении ситуаций, когда семья ставится на контроль, прописано «и другое». Что это значит? Под это можно подвести все что угодно. Никак не регламентировано такое понятие, как «жестокое обращение с детьми». В практике зарубежных стран жестоким обращением с детьми может являться отсутствие в доме апельсинов или ситуация, когда родитель заставляет ребенка делать уроки. А если ребенок обиделся, что родители не купили ему последнюю модель сотового, и позвонил по «телефону доверия», то эти данные записываются и такая семья ставится на контроль. Но ведь в нашей стране, в нашем обществе другие нормы! А теперь получается, что если раньше социальная помощь семьям оказывалась в заявительном порядке, то теперь она будет оказываться принудительно. В зону риска попадают все семьи.
Сейчас идет обсуждение Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая в существующем варианте внедряет недостающие звенья ювенальных технологий, поэтому очень важно, чтобы люди подключились к обсуждению этой концепции и высказали свои мнения. До конца августа еще есть время».
Резюме
В целом за «круглым столом» была высказана масса идей и предложений, которые, надеемся, станут толчком для дальнейшей работы в сфере семейной политики на республиканском уровне.
Подводя итоги мероприятия, заместитель Председателя Госсовета Александр Гусев отметил, что более семидесяти процентов средств из бюджета республики направляются в социальную сферу, на территории Татарстана реализуется 27 социальных проектов. «Мы видим свою задачу в том, чтобы создать условия для использования общественными организациями тех финансовых средств, которые проходят через министерства и ведомства республики, – сказал Александр Гусев. – Чем больше мы получим конкретных предложений, как улучшить качество жизни современной семьи, тем лучше».
Конечно, одним «круглым столом» невозможно озвучить все проблемы, связанные с институтом семьи, и уж тем более их решить. Но то, что об этом заговорили на республиканском уровне, вселяет оптимизм. Что касается федеральных новаций в этой сфере, вызывающих неоднозначную оценку общественников, то здесь необходима активная позиция каждого родителя. Познакомиться с Концепцией государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года можно на сайте Госдумы РФ.