Как извилистая улочка стала транспортной осью казанского Заречья
Свой нынешний вид улица Декабристов, бывшая Поперечно-Кизическая, приняла сравнительно недавно – чуть более сорока лет назад.
В 1973 году был образован Московский район столицы, тогда же началось формирование его инфраструктуры. Первым делом взялись за капитальный ремонт ведущей транспортной артерии этой части города – улицы Декабристов, кстати, самой протяженной в Казани на тот момент. Она была расширена до шести полос и заасфальтирована.
О том, что улица долгое время формировалась стихийно, вне градостроительного плана, ныне свидетельствует ее извилистая структура. Все основные объекты вдоль нее были возведены раньше, чем утвержден генплан застройки Московского района. Например, Дворец культуры химиков, с площадки которого сделан старый снимок, построен в 1969 году. Прилегающие сталинки – еще на 10-15 лет ранее.
Своим нынешним названием улица обязана дворянскому восстанию, столетие которого в советской России отметили в 1925 году. Есть сведения, что с 1826-го по Алатскому тракту проезжали транзитные тюремные обозы, в которых в места ссылки в Сибири этапировались осужденные декабристы. Однако в народе, как свидетельствует краевед Лев Жаржевский, вплоть до начала 1950-х годов улица именовалась Большой дорогой, открывавшей некогда путь в богатые лесом, пушниной и солью северные регионы страны.
В позапрошлом веке эта местность рассматривалась аристократией в качестве идеальной для строительства загородных усадьб, в результате чего возникла так называемая Удельная слобода (район современных улиц Гагарина и Королева). Вот почему накануне массового строительства хрущевок здесь еще оставалось так много основательных двух- и трехэтажных домов с причудливыми верандами.
Правда, в период дождей или весенне-осенней распутицы проехать по Большой дороге было невозможно ни на гужевом, ни на автомобильном транспорте, что создавало значительные неудобства для жителей района.
Ситуация стала меняться в тридцатые годы после сооружения в отдаленном поселке Караваево авиазавода №124 имени С.Орджоникидзе. Началось активное освоение прилегающих территорий под жилую многоэтажную застройку. Появилось множество перпендикулярных улочек-ответвлений – все они назывались Союзными (например, улица Восстания – бывшая 9-я Союзная, ул.Гагарина – 11-я Союзная). Пригород стремительно разрастался, так что накануне Великой Отечественной войны по улице был пущен трамвай для транспортного обеспечения Казанского авиазавода.
В 1939 году его производство разделилось на два самостоятельных предприятия – самолетостроительное и моторное. Во время войны оба завода были существенно укрупнены за счет эвакуированных из Москвы и Воронежа родственных предприятий. Для их развития построен микрорайон Соцгород, который потребовал дополнительной связки с центром города.
К 1948 году Большая дорога наконец-то была замощена, и по ней пошел первый в городе троллейбусный маршрут с соответствующим номером, который соединил Караваево с «кольцом».
В середине 1970-х годов в районе пересечения улицы Декабристов с проспектом Ямашева началось активное обустройство. Одними из первых построены современные жилые многоквартирные высотки с магазинами и социальными учреждениями. Это Дом обуви, издательство, Молодежный центр, кинотеатр «Костер», а также ДК химиков и Московский рынок. Вдоль улицы появились школы, детсады, досуговые учреждения…
Символично, что и ветка метрополитена пролегла именно вдоль бывшей Большой дороги.