Владельцы сотовых телефонов в большинстве случаев оказываются беззащитными перед распространителями несанкционированной рекламы
Сегодня, пожалуй, невозможно найти человека, имеющего сотовый телефон, которому по этому устройству не приходили бы сообщения рекламного характера помимо его желания. Лица, рассылающие спам, или, как их еще называют, спамеры, научились узнавать телефоны пользователей сотовой связи и поставили рассылку рекламы на поток. Между тем они напрямую нарушают закон, а найти управу на нарушителей государство в лице своих надзорных органов, судя по всему, пока не способно, и количество несанкционированной рекламы на наши мобильники только увеличивается.
Что только не доводилось читать в смс-сообщениях, сваливающихся как снег на голову. Некая компания предлагает установить кондиционер, сотовый оператор с упорством, достойным лучшего применения, рекомендует сыграть с ним в лотерею, на кону которой – дорогая иномарка, солидный банк манит кредитом, обещая низкие проценты, какая-то фирма предлагает сделать натяжные потолки, другая – отрегулировать и отремонтировать пластиковые окна… Между тем в пункте 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» прямо говорится: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Факт нарушения, таким образом, со стороны спамеров налицо. Однако понять, что нарушается закон, и примерно наказать нарушителя в нашей действительности – две большие разницы.
В Роспотребнадзоре на просьбу прокомментировать ситуацию, касающуюся безнаказанности спамеров, процитировали вышеприведенную статью из закона «О рекламе» и сообщили, что государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган и к компетенции Роспотребнадзора это не относится.
- Государство пока не способно избавить своих граждан, владельцев сотовых телефонов, от такого явления, как несанкционированная рассылка рекламы
В свою очередь заместитель руководителя УФАС РФ по РТ Руслан Биктимиров сказал в ответ на наш запрос, что часто при рассмотрении жалоб на смс-сообщения, поступающие абоненту, выясняется, что он в тех или иных ситуациях сам добровольно согласился их получать при подписании договоров, анкет, других документов при покупке товаров или получении услуг. Продавец зачастую вносит такой пункт в документ наряду с множеством других, а покупатель по заведенной у нас привычке редко внимательно вчитывается в условия договора. Руслан Биктимиров советует не указывать в договорах и других документах номер своего сотового телефона, а записывать, например, адрес электронной почты, которую можно создать специально для получения рекламных рассылок.
«При оплате услуг через терминалы мы также указываем свои данные. Стоит учесть, что, пользуясь услугами терминалов, абонент соглашается с офертой, в которой чаще всего уже проставлено согласие на получение смс-спама, – говорит заместитель руководителя татарстанского УФАС. – Далее, не указывайте номер своего мобильного телефона при оформлении, например, каких-либо услуг по Интернету, не убедившись, что номер телефона не будет использоваться для распространения рекламы или передан третьим лицам. Нашей невнимательностью и пользуются «охотники» за персональными данными».
Между тем, если даже быть предельно осторожным и ни при каких обстоятельствах не «засвечивать» свой телефон, все равно невозможно полностью гарантировать того, что спамеры его тем или иным образом не вычислят.
- Стоит учесть, что, пользуясь услугами терминалов, абонент соглашается с офертой, в которой чаще всего уже проставлено согласие на получение смс-спама
Начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова добавляет, что если дело между абонентом и рекламораспространителем доходит до суда, то факт согласия человека на получение рассылки должен доказывать тот, кто рекламирует товары и услуги, а поставщик услуг связи, то есть сотовый оператор, ответственности за действия спамеров не несет.
Реальная же ситуация на сегодня такова, что, даже если человек никогда не давал согласия на получение рекламы, наказать спамеров он может (вполне вероятно, что при поддержке и содействии татарстанского УФАС) только в суде. Но даже в этом случае не факт, что санкции к распространителям несанкционированной рекламы будут настолько жесткими, чтобы отбить у них охоту делать это впредь. К тому же человек один, а спамеров много, и, чтобы наказать каждого из них, надо бросить все дела и посвятить время только этому занятию, что по понятным причинам невозможно.
Приходится констатировать, что государство в лице своих надзирающих органов ни на законодательном, ни на технологическом уровнях пока не способно избавить своих граждан, владельцев сотовых телефонов, от такого явления, как несанкционированная рассылка рекламы, а это означает, что со временем ее поток на телефоне каждого из нас будет только нарастать. И как эффективно бороться с этим явлением, пока сказать не может никто.