Здание бывшей Казанской уездной земской управы, а ныне музыкального колледжа оставило неизгладимый след в становлении личности Федора Шаляпина.
Подробности этого насыщенного периода жизни будущего великого оперного баса мы находим в книге Сергея Гольцмана «Шаляпин в Казани».
20 июня 1886 года Федор поступил на службу в земскую управу, где в качестве переписчика бумаг служил отец, сообщает краевед. Эту дату установило найденное в одной из архивных папок заявление, написанное аккуратным детским почерком. Через четыре месяца своей усердной службы юный Шаляпин начал получать жалованье в размере десяти рублей.
Осматривая здание колледжа, расположенное на улице Жуковского (бывшей Поперечно-Грузинской), можно без труда найти рабочее место Феди Шаляпина. Ныне это одна из учебных аудиторий.
Управа занимала три комнаты. В первой помещались почтовый стол и канцелярия, во второй – бухгалтерия и секретарь, в третьей – председатель и три члена управы, то есть само «присутствие», которое избиралось на три года гласными уездного земского собрания. Возглавлял управу Петр Перцов, столбовой дворянин и помещик, личность весьма колоритная. Он помнил еще Пушкина, которого видел девятилетним мальчиком, когда поэт приезжал в Казань в 1833 году, гостил у них в доме на Рыбнорядской улице.
Много лет спустя Шаляпин вспоминал о Перцове: «Мне казался естественным грозный и недоступный вид главного начальника – трепет охватывал меня при одном взгляде на его парик».
В управе Федя быстро познакомился со всеми сотрудниками, которые были гораздо старше и звали его просто Федькой. На службу приходил вместе с отцом, чем очень гордился. Ивану Яковлевичу сын был надежным помощником. Все, что ни поручали ему по переписке, мальчик выполнял аккуратно, и когда в конце ноября 1886 года в земской управе образовалась вакансия, то Федора Шаляпина зачислили в штат. Об этом напоминает запись, сделанная в земском журнале 27 ноября 1886 года.
Летом 1890 года Шаляпин уволился из управы. Ему было нелегко совмещать работу с выступлениями в городских театрах. Это тяжелым бременем отозвалось в семье, ведь у отца в это время уже не было работы. Удалось найти место в судебной палате, но ненадолго. Как бы то ни было, Шаляпин уже предчувствовал: в его судьбе грядут серьезные перемены…
Если вглядеться в старую фотографию, то рядом с входом в управу можно рассмотреть афишу с надписью: «Съезд мировых судей». Именно земства курировали этот институт дореволюционной Фемиды. Это здание помнит многие другие городские события, поскольку управа ежемесячно проводила десятки официальных встреч и разного рода общественных акций.
Современники свидетельствовали, что идея переезда музыкального училища в дом на ул.Жуковского родилась во многом с учетом «шаляпинского следа». Само училище было основано еще в 1904 году Рудольфом Гуммертом, учеником Николая Римского-Корсакова. В советские годы учебное заведение стало крупнейшей в Поволжье кузницей профессиональных кадров – здесь учились и работали выдающиеся музыканты. Выпускники училища составили основу коллективов Татарской государственной филармонии, Татарской оперной студии в Москве, ан-самбля песни и танца, республиканского радиовещания…
О славном прошлом свидетельствуют мемориальные доски у дверей аудиторий. История музыкальной жизни Татарстана и роли в ней училища бережно хранится в классе-музее.