На расстоянии звонка

Взрослые уверены, что они все знают про своих детей. Взрослые уверены, что они лучше знают, что надо их детям. Они искренне полагают, что у детей не может быть серьезных проблем. А специалисты, работающие на детских «телефонах доверия», обеспокоены ростом числа звонков. И проблемы, которые волнуют звонящих, трудно назвать детскими… 17 мая в мире отмечается Международный день детского «телефона доверия».

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: childhelpline.ru

information_items_10111954

Сегодня отмечается Международный день детского «телефона доверия»

Взрослые уверены, что они все знают про своих детей. Взрослые уверены, что они лучше знают, что надо их детям. Они искренне полагают, что у детей не может быть серьезных проблем. А специалисты, работающие на детских «телефонах доверия», обеспокоены ростом числа звонков. И проблемы, которые волнуют звонящих, трудно назвать детскими…

17 мая в мире отмечается Международный день детского «телефона доверия». Четыре года назад его единый бесплатный номер – 8-800-2000-122 появился в России, тогда же к нему подключился и Татарстан. Сегодня в республике на этом номере действуют пять телефонных линий, он знаком в Татарстане уже многим детям, подросткам и даже взрослым. По словам Нины Ислановой, директора Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало», курирующего одну из таких служб, в день на телефон может поступать до 150 звонков.

Почему дети звонят на «телефон доверия»? Взрослые, которые рядом с ними, поясняют мне психологи, работающие непосредственно на телефоне, очень часто не воспринимают их всерьез. Им представляется: ну какие могут быть проблемы, если ребенка кормят, поят, одевают… А дети? Они не видят в родителях друзей, которым можно доверять. Дети хотят быть понятыми, услышанными, а родителям кажется: ну что уж там может быть у них серьезного? Вот у взрослых много реальных проблем, больших, настоящих – заработать денег, найти более престижную работу, наладить личную жизнь… Только потом приходится разводить руками – почему так часто решаются на суициды, казалось бы, благополучные дети из хороших семей? Между тем многих родителей, наверное, удивило бы, если бы они узнали, что достаточно большая часть звонков на «телефон доверия» связана с вопросами экзистенциального порядка. Осознание уникальности своей личности, принятие себя, духовный кризис – все это волнует детей и подростков. Или, скажем, для мамы с папой кончина домашнего хомячка – проходной жизненный эпизод, а для ребенка – повод для первых мыслей о смерти…

Кстати, размышления о смерти, говорят психологи, это не всегда мысли о суициде. Хотя, конечно, и с такими проблемами звонят на «телефон доверия». И тут многое зависит от профессионализма специалиста на другом конце провода – сумеет ли он через телефонную трубку стать для звонящего человеком, которому можно доверять. Если удается – это большая радость. В одной из служб вспоминают, как им звонила девочка, у которой семья оказалась в сложной ситуации – умер отец, а мать ждала третьего ребенка. Психолог и подросток долго говорили о перипетиях такой непростой человеческой жизни. А через несколько месяцев девочка перезвонила, отыскала того самого консультанта, что с ней беседовала, и сказала, что родившуюся сестренку назвали именем психолога. Хотя, точнее будет сказать, псевдонимом: настоящих своих имен психологи звонящим не называют, их анонимность – один из законов этой работы.

Работа, конечно, изматывающая.

– Каждый консультант «телефона доверия» борется за каждого ребенка, – говорит начальник отдела экстренной психологической помощи центра «Зеркало» Ирэна Боброва. – Любую ситуацию пропускает через себя. Не случайно сами эти специалисты регулярно проходят психологическую реабилитацию – эмоциональное выгорание у них идет сильное. При этом, как вы понимаете, не любого специалиста на такой телефон посадишь – здесь нужны жизненный опыт, знания да плюс соответствующие личностные качества.

Бывают довольно сложные звонки, когда от каждого слова специалиста зависит жизнь позвонившего человека. Ирэна Владимировна до сих пор вспоминает парня, который сказал ей в трубку, что стоит на крыше дома в Альметьевске, собирается прыгать, и она последняя, с кем ему хотелось бы поговорить. Парень, кстати, был уже взрослый – 24 года. Но на детском «телефоне доверия», несмотря на название, отрабатывают каждый звонок. Даже если это явно кто-то      хулиганит – психологи не имеют права повесить трубку, грубо ответить. Ну а уж когда речь идет о жизни и смерти, какая разница, кто тебе звонит – взрослый или ребенок? Да, взрослые в их службу тоже, бывает, звонят.

Сорок минут напряженнейшего разговора пережила тогда Ирэна Владимировна, где каждая фраза должна была быть продумана, а времени на ее обдумывание практически не было…

Как заставить человека отказаться от рокового намерения? У психологов, говорит Боброва, есть свои приемы, которые трудно объяснить непрофессионалу.

Ей тогда удалось выйти из ситуации победительницей. Правда, смеется она, в статистику этот звонок не поставишь – непрофильный, ведь не ребенок звонил!

Да, так вот о детях. Конечно, бывают случаи, что они звонят с очень серьезными проблемами – рассказывают, что их бьют, насилуют… Звонок анонимный, не каждый в этой ситуации готов назвать свое имя и место жительства. Могут ли слова ребенка быть неправдой? Психологи утверждают, что есть определенные приемы, которые позволяют это выявить. Но изначальная установка специалиста на «телефоне доверия» – он не имеет права не верить позвонившему ребенку. И если тот просит о помощи, специалист обязан оказать ему по телефону экстренную психологическую помощь, попытаться дать хоть какой-то алгоритм действий в этой ситуации. Напрямую уговаривать его назвать себя нельзя – ребенок перестанет тебе доверять, может бросить трубку. Значит, помочь ему ты не сможешь уже ничем. Иногда, конечно, в процессе разговора удается убедить ребенка раскрыться. В таком случае информация передается в соответствующие органы – в полицию, социальным работникам, медикам… К сожалению, те, кто должен отработать информацию, не всегда относятся к ней серьезно. Бывает, рассказывает Боброва, говорят: да он это все придумывает…

– У нас вообще не принято серьезно считаться с детьми, – с грустью констатирует Нина Исланова. – Мы проводили в школах диагностику, выявили, что около сорока процентов школьников нуждаются в психологической коррекции. Но родители в большинстве своем заявляют, что ничего такого их детям не требуется. И вообще, позиция «Я лучше знаю, что нужно для моего ребенка» в нашем обществе пока превалирует. Ребенка не считают полноценной личностью, обладающей равными со взрослыми правами, ему не доверяют. Даже родители в каких-то конфликтных ситуациях не всегда оказываются на стороне своих детей.

Поэтому и не верят маленькие люди тем взрослым, что рядом. А вот невидимому человеку в трубке, который не ругает, не обвиняет ни в чем, говорит с тобой на любую тему, готовы поверить. Поэтому, видимо, и растет число звонков на номер 8-800-2000-122…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще