В Казани прошла международная научно-практическая конференция «Взаимосвязь мировых процессов и их влияние на стабильное развитие общества». В минувшую пятницу в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям состоялась пресс-конференция, посвященная ее итогам.
О них журналистам поведали ректор Казанского института финансов, экономики и информатики Альбина Салихова, директор Института исламской цивилизации Саид Кямилев и ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Тауфик Ибрагим.
По словам Альбины Салиховой, в конференции, прошедшей на базе института финансов, экономики и информатики, помимо россиян, участвовали представители Украины, Финляндии, Казахстана, Чехии, Швейцарии. Большое место в ходе обсуждения было отведено вопросу стабильности современного общества и формированию в нем иммунитета к экстремизму.
«Нет более эффективного средства противостояния ему, чем цивилизованное религиозное просвещение, – подчеркнул Саид Кямилев. – Суть его не в том, чтобы учить людей молиться и соблюдать формальные обряды, а в том, чтобы понять: связь общества и религии неразрывна. Важно так устроить жизнь в многоконфессиональной стране, чтобы люди с разными взглядами могли не просто уживаться, а конструктивно взаимодействовать».
- Иммунитет против экстремизма возникает через прививку. Эта прививка – знания
Саид Кямилев отметил, что интерес к такому явлению, как ислам, и всему, что связано с мусульманским миром, с годами не уменьшается. Он высоко оценил стратегию молодого Казанского института финансов, экономики и информатики, где вводится элемент духовного образования на исламской почве, формально не связанный ни с финансами, экономикой, ни с информатикой: «Вы второй вуз в России, принявший этот курс. Первым стала знаменитая Высшая школа экономики в Москве, где открыто исламское отделение на уровне подготовки магистрата».
Тауфик Ибрагим подчеркнул, что именно Татарстан призван сыграть новаторскую роль в создании российской мусульманской богословской школы, о необходимости которой говорил Президент России Владимир Путин. «Опыт института может быть очень востребован, – заметил он. – Если на уровне школы и сейчас в ряде регионов ведется эксперимент по обучению элементарным положениям мировых религий, то на уровне высшей школы, университетов этому уделяется мало внимания».
Альбина Салихова пояснила свою стратегию: «Иммунитет против экстремизма возникает через прививку. Эта прививка – знания. У нас сейчас имеет место раскол между духовными лидерами. Мы почему-то ушли в атрибутику и споры о ней, но задача ислама – привнести в жизнь духовность. Вот почему на «круглом столе» в январе мы решили создать в Казани научно-исследовательский исламский центр федерального уровня».
- Именно Татарстан призван сыграть новаторскую роль в создании российской мусульманской богословской школы
По словам Альбины Салиховой, научно-исследовательский центр создан для того, чтобы не заниматься оправданиями типа ислам – это мирная религия, и в ней нет экстремизма. «Наша цель – интеграция ислама в современное общество. Мы убираем все средневековье и оставляем только то, что относится к исламу на научной основе, и то, что полезно для общества», – сказала она.
Итак, научно-исследовательский исламский центр будет заниматься тонкостями перевода с арабского языка, а на Апанаевском подворье (ул.Московская, 60) будет создана богословская школа на базе института. Организаторы надеются на собственные средства, а в дальнейшем и на гранты.
Тауфик Ибрагим подчеркнул, что воспитание мусульман в духе подлинного ислама – это задача духовных управлений мусульман России, и они ее выполняют в меру своих сил. Их аудитория – люди, которые посещают мечети, но студенчество практически не входит в их число. Казанский исламский центр ориентирован именно на то, чтобы донести истины от ислама до студентов, и в этом плане не соперничает с духовными управлениями, а вместе с ними выполняет задачу охвата той аудитории, которая осталась без внимания.
Саид Кямилев подытожил: «Студенчество – самая активная часть любого общества. Оно всегда отличалось здоровым радикализмом, стремлением сразу и быстро найти правильные ответы на все вопросы. Конечно, надо помнить, что люди, которые вообще незнакомы с какой-либо религиозной идеологией, – благодатный материал для тех, кто хотел бы использовать религию в политических целях. Но человек с устойчивым религиозным мировоззрением уже не является мишенью для этих сил».