Доступная среда: время менять менталитет

Сделать городскую инфраструктуру комфортной для всех жителей – такую цель преследует государственная программа «Доступная среда», которая действует в Татарстане. В течение ближайших двух лет в республике планируется адаптировать к нуждам определенных категорий граждан почти две с половиной сотни различных объектов.

Автор статьи: Роман МЕДНИКОВ

Фото: inkazan.ru

information_items_10111571

Сделать городскую инфраструктуру комфортной для всех жителей – такую цель преследует государственная программа «Доступная среда», которая действует в Татарстане. В течение ближайших двух лет в республике планируется адаптировать к нуждам определенных категорий граждан почти две с половиной сотни различных объектов. И подход к делу требуется серьезный: женщины с маленькими детьми, пожилые люди, инвалиды по слуху и зрению, колясочники – каждая такая группа требует особого подхода к модернизации городской среды. Как избежать при этом конфликта интересов, учитывая, что другая часть населения не всегда одобрительно относится к нововведениям?

«Часто получается, что, обеспечивая доступность городской инфраструктуры для одной категории людей, мы создаем трудности для других», – прокомментировала ситуацию заместитель министра труда, занятости и соцзащиты Ирина Просвирякова за «круглым столом», прошедшим на днях в МУП «Метроэлектротранс». Несмотря на то что большинству эти вопросы покажутся несущественными, для людей с ограниченными возможностями они представляют серьезную проблему.

Простой пример: недавно на казанских улицах повсеместно появилась тактильная (рельефная, обладающая противоскользящими свойствами) плитка – огромное подспорье для людей с нарушением зрения… Однако скоро выяснилось, что в некоторых местах даже такое незначительное изменение городского ландшафта может сильно затруднить передвижение инвалидам-колясочникам.

И даже ГОСТ не всегда является здесь истиной в последней инстанции – по словам Ирины Просвиряковой, вместо одобренной государственными стандартами широкой плитки в некоторых местах удобнее было бы устанавливать тактильные полосы шириной 15–20 см – иногда считаные сантиметры в этой ситуации имеют решающее значение.

Однако нет сомнений, что со временем всю систему «Доступной среды» оптимизируют и отшлифуют. А вот кто и когда «отшлифует» отношение общества к этим нововведениям в городской инфраструктуре и к инвалидам в целом – это вопрос.

  • Подъемники для инвалидов и матерей с колясками, на установку которых во многих казанских переходах были потрачены серьезные средства, работают далеко не везде

«Установка пандусов, поручней и тактильных плиток – это только техническая сторона вопроса. В первую очередь необходимо менять менталитет населения по отношению к этим проблемам», – подчеркнул депутат Госсовета, руководитель исполкома местного отделения партии «Единая Россия» Наиль Хуснутдинов.

Действительно: те же подъемники для инвалидов и матерей с колясками, на установку которых во многих казанских переходах были потрачены серьезные средства, работают далеко не везде. Был случай, когда такой лифт использовался в качестве… склада.

Тактильной плитке уже необходим ремонт. Свой «вклад» в возникновение этой проблемы внесли автомобилисты, которые с первых же дней после ее появления на казанских улицах начали беззастенчиво ставить на нее свои машины.

На парковках, где инвалидам выделены специальные места, тоже не все благополучно. «Я провел эксперимент – попытался припарковаться у нескольких торговых центров Казани, – рассказывает депутат Госсовета, председатель Общества инвалидов Татарстана Рифат Ганибаев. – Ничего не получилось – места для инвалидов были заняты. Охранники пояснили, что в их служебные обязанности не входит следить за тем, чтобы места для инвалидов не занимали другие водители. О таких случаях они просто докладывают руководству, а уж оно должно обратиться в ГИБДД».

Понятно, что это никого не пугает – пока суд да дело, нарушителя уже и след простыл…

Справедливости ради отметим: в техническом плане в городе в этом направлении проведена огромная работа. За 2011–2012 годы «Метроэлектротранс», например, успешно выполнил государственную программу «Доступная среда» на семи станциях Казанского метрополитена на общую сумму свыше 50 миллионов рублей. Теперь все станции оснащены соответствующим оборудованием и необходимой для пассажиров наглядной информацией. Лестницы имеют специальные подъемники или лифты – люди с ограниченными возможностями могут безопасно и комфортно добраться к поездам.

  • Менять менталитет населения по отношению к доступной среде, безусловно, нужно. Вот только предложений, с какой стороны подступиться к этой непростой, «долгоиграющей» проблеме, за «круглым столом», к сожалению, не прозвучало

«На днях у нас были члены Комиссии по делам инвалидов при Президенте России, – рассказывает Ирина Просвирякова. – Казанский метрополитен их приятно удивил. В метро действительно сделано многое: действует пандус, подведенный прямо к первому вагону электропоезда, внедрено ноу-хау – болты, врезанные в пол и выполняющие роль тактильной плитки… Когда к нам приезжал министр соцзащиты из Калининградской области, он признался, что один из таких болтов для него – самый лучший казанский сувенир. Думает применить наш опыт в Калининграде».

Так что в реализацию программы вложено много сил. Появились в мегаполисе и новые переходы, и высокотехнологичные светофоры, и пандусы, и лифты… Но чего стоят все эти нововведения без должного содержания и ухода?

«Если элементы и оборудование, необходимые для создания доступной среды по каким-то причинам не эксплуатируются должным образом, грош цена нашим усилиям», – подчеркнул Наиль Хуснутдинов, предложив проводить рейды общественности по объектам – домам, дворам, подъездам, остановкам, чтобы следить за тем, в каком состоянии они находятся…

Да, менять менталитет населения по отношению к доступной среде, безусловно, нужно. Вот только предложений, с какой стороны подступиться к этой непростой, «долгоиграющей» проблеме, за «круглым столом», к сожалению, не прозвучало.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще