В семье Хаснулиных этот документ, потертый от времени, с записями, сделанными ручкой с чернилами, среди семейных бумаг занимает почетное место. Свидетельство о браке, датированное 26 апреля 1964 года…
Завтра супруги Мансур Мингалеевич и Эльза Тазиевна отмечают золотую свадьбу, 50-летие совместной жизни.
На ум приходит недавно услышанный анекдот в тему. 70-летний сын, четырежды женившийся, спрашивает у своих родителей, отмечающих 75-летие совместной жизни: «Папа, мама, давно хотел узнать, как вам удалось продержаться вместе столько лет?» – «Благодаря двум словам: „Да, дорогая!“ – улыбнулся отец.
Формула семейного долголетия Хаснулиных немного другая. Мансур Мингалеевич и Эльза Тазиевна советуют молодым: чтобы сохранить семейный мир, уступать друг другу все-таки должны оба супруга. Эльза Тазиевна добавляет: брак будет крепче, если с самого начала молодая семья возьмет за правило не искать в совместном житии легких путей, быть готовыми к трудностям, а главное, постараться преодолевать их самим, не «подключая» мам, пап, бабушек и дедушек. То есть жить своим умом.
Кстати, история семьи студентов Казанского химико-технологического института Эльзы Рашитовой и Мансура Хаснулина как раз и началась с испытаний. За возможность быть вместе ребятам пришлось бороться. С первого раза сватовство Мансура не удалось. Уж очень строгими были родители девушки, считая, что 22 года – это слишком рано для замужества дочери. Однако молодые не собирались сдаваться. Дело облегчалось тем, что брат и сестры Эльзы, да и соседи семьи Рашитовых, с начала знакомства хорошо восприняли энергичного, обаятельного паренька-студента. Поэтому их поддержкой заручились быстро. Родители жениха тоже одобрили выбор сына.
«Долго длилась „атака“? – спрашиваю Мансура Мингалеевича. «Месяц-полтора. Я видел, что и Эльза со своей стороны тоже „работает“ в этом направлении», – смеется глава семейства. «Для вас, послушной дочери, наверное, было не так просто повлиять на решение родителей?» – интересуюсь теперь у Эльзы Тазиевны. «Я сейчас думаю, как раз из-за этой строгости мне и захотелось вырваться из родительского дома, – говорит симпатичная подтянутая хозяйка, встретившая меня, утреннюю гостью, с легким макияжем и в нарядном платье. – Хотелось жить самостоятельно, своей семьей, не спрашивать разрешения погулять с Мансуром». Эльза Тазиевна даже расчувствовалась от воспоминаний: «Первое время после замужества никак не могла привыкнуть: неужели можно в кино идти не на шестичасовой сеанс, а на десять вечера!»
В общем, поженились. Пришлось какое-то время снимать квартиры, точнее, даже углы. С одного места буквально сбежали – хозяин выпивал, да еще и замучил советами, как жить. Поэтому Хаснулины и не спешат делиться семейными секретами вот так, на всеобщее обозрение: «Ничего нового не скажем, все стереотипное, как у всех».
Так, да не так… Эльза Тазиевна поддается моим расспросам: у молодой семьи обязательно должно быть общее увлечение и общие друзья. Мансур Мингалеевич подключается к разговору: «Я считаю, прежде, чем связать свои жизни, парень и девушка должны спросить себя: а тот ли это человек, с которым я готов (готова) идти по жизни? Делить беды и радости? Положиться на него в трудную минуту?»
Муж и жена, как это ни банально, должны быть еще и друзьями, уважать и понимать друг друга, ценить успехи другого, пусть самые небольшие. В общем, поменьше – «я», побольше – «мы». Простые советы, но они реально работают!
Кстати, насчет общих интересов. Именно увлечение Мансура и Эльзы танцами связало их судьбы, помогло лучше узнать друг друга. В институтском хореографическом коллективе, где и познакомились, они были одними из лучших солистов. В конечном итоге за эти успехи и хорошую учебу им – небывалый случай – в студенческом общежитии дали комнату на двоих, точнее, уже на троих. Молодые супруги оставляли спящую дочку Эльвиру в коляске и убегали на репетиции, предварительно прикрепив на дверь записку: «Не шуметь – спит ребенок!»
Но не торопитесь упрекать наших студентов в родительской безответственности. Для того чтобы Эльза смогла защитить диплом, Мансур занимался дома, превосходно «вписавшись» в роль няньки!
Через два года и восемь месяцев родился сын Рустем. Так цементировался фундамент будущей семейной жизни длиной в полвека.
Справедливости ради отметим, что семья Хаснулиных по всем статьям является нерядовой. Биографии обоих супругов оказались тесно связаны с заметными вехами в жизни Татарстана – строительством Нижнекамска и его нефтепромышленного гиганта ОАО «Нижнекамскнефтехим», Новоменделеевского химического завода. В какой-то момент Эльзе Тазиевне и Мансуру Мингалеевичу все-таки пришлось поделить сферы влияния. Ей досталась работа у домашнего очага, ему – на крупных государственных должностях.
Хаснулин в качестве мэра города возглавлял Нижнекамск. Позже, уже на посту вице-премьера Татарстана, занимался в целом развитием экономики, в частности, переводом предприятий промышленности под юрисдикцию республики. Будучи депутатом Госсовета второго созыва, руководил парламентской Комиссией по развитию экономики и реформ. После истечения депутатских полномочий нашел себя в сфере, вновь сопряженной с публичностью, общением с коллективами и людьми, – возглавил одно из подразделений ОАО «Газпром трансгаз Казань».
Самыми сложными временами в своей трудовой биографии Хаснулин называет участие в создании Менделеевского района, входившего тогда в состав Елабужского, как отдельной административной единицы. И еще в становлении Казанского завода синтетического каучука.
«И все же наибольшее удовлетворение я испытал, наверное, именно в газовом „ведомстве“, где восемь лет проработал под руководством Рафката Абдулхаевича Кантюкова, – рассказывает Мансур Мингалеевич. – Я ведь не сам по себе «вылупился» в руководителя высокого ранга. Шел постепенно, ступенька за ступенькой. И мне всегда помогали умудренные жизнью, опытом люди».
Мансур Мингалеевич по сей день с признательностью называет тех, кто
Мансур Мингалеевич категорически утверждает: «Если бы не тыл, который обеспечивает Эльза, я ничего бы не добился». Сколько сил пришлось приложить жене, чтобы сохранить спокойствие, лад, благополучие в доме, наверное, знает только она сама. Одно из главных достижений, думаю, с этим трудно спорить, – то, что дети Хаснулиных выросли хорошими людьми, папины должности их не испортили. И возможности, которых у них было объективно больше, чем у большинства ровесников, пошли на пользу. Кстати, и дочь, и сын тоже стали химиками! И еще важно, что взрослые дети не отдалились от отца и матери, а с радостью стремятся в отчий дом. А для внука Альберта и внучки Алии бабай и абика – вообще первые друзья! Особенно если нужно перехватить
…Любящий муж не стесняется нахваливать супругу: «Замечательная хозяйка, умница, не терпит беспорядка». «Сейчас уже терплю, но только… небольшой беспорядок», – «вклинивается» Эльза Тазиевна.
Устраиваю для них небольшой блиц-опрос (отвечают не задумываясь).
«Мансур Мингалеевич, назовите самую характерную черту вашей супруги».
«Беспокойная, за все переживает».
«Эльза Тазиевна, что вам больше всего нравится в муже?»
«Никогда не меняет мнения о человеке, с которым дружит. Не верит сплетням и слухам. Очень честный».
Понимаю, что у хозяев много дел и забот, особенно накануне такой важной даты, но в их доме так тепло и уютно, что два часа нашего общения пролетели незаметно! Смотрим фотографии…
Эльза Тазиевна и Мансур Мингалеевич увлекаются, обмениваются репликами, вспоминают людей, события.
Юбилей планируют отметить с приглашением многочисленных родственников и друзей. Среди них будут и те, кто вот уже полвека согревает своей верной дружбой семейный союз Хаснулиных.
«А часто ли вспоминаете свою первую встречу? Или только когда появляется повод? – с этого вопроса, собственно, и началась наша беседа. «Для этого и повода не надо, мы помним каждый день нашей совместной жизни», – не задумываясь, отвечает Мансур Мингалеевич. Эльза Тазиевна кивает головой в знак согласия…