Свободное чтение как национальная проблема

Республиканская детская библиотека (РДБ) – постоянное место встреч школьников с лучшими детскими писателями страны. Такую возможность дарит ребятам проект «Глаголица», созданный благотворительным фондом «Счастливые истории».

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

information_items_10111526
Какими будут последствия, если дети станут безучастными к книге?

Республиканская детская библиотека (РДБ) – постоянное место встреч школьников с лучшими детскими писателями страны. Такую возможность дарит ребятам проект «Глаголица», созданный благотворительным фондом «Счастливые истории».

Сколько смеха, внимательной тишины и взаимопонимания было на встрече петербуржцев Михаила Яснова и Сергея Махотина с третьеклассниками из разных школ Казани… Многие из нас уверены: хорошие детские писатели – это Сергей Михалков с Агнией Барто и Виктор Драгунский с Григорием Остером (ну еще четыре-пять имен). На самом деле уже расцвела и состарилась целая когорта не менее талантливых авторов, о которых многие даже не слышали. Не спешите обвинять себя в неосведомленности – ситуация отражает общий кризис. Читать на досуге, как выясняется, подавляющее большинство стало меньше.

25 марта Президент России Владимир Путин вручил в Кремле премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Впервые. Она учреждена в декабре 2013 года. Ее обладателями стали писатель Владислав Крапивин и художник-иллюстратор Александр Траугот. Каждый получил по 2,5 млн рублей. Событие наводит на мысль о государственной важности их творческого вклада. И это, согласитесь, не так плохо…

Чтение – ключ к социуму

Репутация самой читающей нации тешила нас долго, но ситуация давно изменилась. Результаты международного педагогического исследования оценки знаний учащихся (PISA) на грамотность в чтении, математике и естественных науках в 2000 и 2003 годах (когда наша страна начала в них участвовать) показали: из 32 индустриально развитых стран Россия здесь на 27-м месте.

Создать достоверную картину увлечения детей чтением сегодня сложно. Нужны всероссийские исследования, однако за последние десять лет не было проведено ни одного. Сектор по изучению детского чтения в Российской государственной библиотеке (РГБ) был закрыт в 1990-х. В Европе и США в то самое время как раз изучали этот вопрос – сразу после того, как было обнаружено, что идет падение навыков чтения у детей и подростков. Данные, полученные исследователями, стали основой для принятия ряда государственных мер по поддержке чтения детьми.

Адекватная реакция: будущее любой страны через определенное время окажется в руках нынешних детей. И чтение является не последним фактором в их развитии.С точки зрения специалистов, читатели отличаются от нечитателей. Они схватывают целое и выявляют противоречия и связь явлений, быстрее находят решения, имеют больший объем памяти и творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества духовно зрелого, интеллектуального, культурного и социально ценного человека.

  • В эпоху информатизации, развития высоких технологий и усложнения социальной жизни цена малограмотности и неумения анализировать информацию становится особенно высокой

Сегодня мы, как ранее англичане, немцы или американцы, стоим перед острой необходимостью понять, что происходит с отношением к чтению подрастающего поколения. Понять для того, чтобы срочно принять меры.

Книжный голод

Педагоги констатируют: дети, научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают все хуже. Отсутствие интереса к чтению, его замедленность приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята, прочитывая условие задачи, упражнения, забывают суть прежде, чем начнут их выполнять. Более того – чтение учит анализировать информацию. Оппонентов прошу учесть, что компьютер и телевизор на психику ребенка действуют иначе, чем на психику взрослого, для которого в детстве именно книга была в основном источником знаний. И в одной из самых технологически развитых стран – Японии, где очень распространены всевозможные гаджеты, это понимают. Как рассказала писательница Тамара Крюкова, приезжавшая в Казань в рамках того же проекта «Глаголица», в Японии считают, что проведение ребенком досуга у компьютера более 15 минут наносит его развитию ущерб. Такого стараются не допускать.

Дети, для которых книга является частью жизни, у нас есть. Но их с каждым годом все меньше. Кроме этого, на смену старой модели чтения приходит новая – модель литературной социализации личности…

Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает

Заведующая научно-методическим отделом РДБ Евгения Шемилова говорит: «Человек должен представлять, что читает. Вот Бальзак описывает дом. Надо представить скрип ступенек, цвет плюща, обвивающего лестницу, запах моря, проникающего в окна… А у читателя не работает воображение – в детстве мало читал. Ему неинтересно. А как иные ученики пересказывают «Старик и море» Хемингуэя?.. Старик рыбачил в море, рыбу не поймал, лодка перевернулась. Хотите – смейтесь, хотите – плачьте. Роман Достоевского можно изложить и на странице. Дети пересказы эти читают, а не романы!» Евгения Шемилова отмечает, что младшие школьники часто посещают библиотеки – по настоянию педагогов, родителей. Старшие куда меньше. Чтобы убедиться, что такое происходит не только в Татарстане, связываюсь с главной детской библиотекой Костромской области.

Елена Шестакова, библиотекарь с 36-летним стажем: «Дошкольники и младшие школьники читают не меньше, чем раньше, – за их чтением, как правило, следят родители. А средние и старшие стали читать мало. Их число в библиотеке за последнее десятилетие уменьшилось примерно раз в десять. Книге подростки предпочитают Интернет. Берут литературу по школьной программе, но значительно меньше, чем раньше, – сочинение на выпускных экзаменах отменено, вот они и перестали читать классику. Обходятся убогими пособиями с кратким содержанием текстов. Читательские интересы их сильно изменились. Теперь любимое чтение – детский детектив и ужастики про вампиров и прочую нечисть. Старшеклассницы любят романы для девочек. С удовольствием берут фэнтези, особенно с юмором, а также мистику для детей».

  • Конкурентоспособность государств все более зависит от способности к самообразованию. Развитые страны предпринимают серьезные усилия для решения проблемы чтения. В США, к примеру, она получила общенациональное звучание после доклада «Нация в опасности» в 1983 году

Мнение о сложившейся ситуации писателя Михаила Яснова, впервые посетившего Казань, схожее. Он ездит по городам России, наблюдает детскую читающую публику более тридцати лет. Стали ли дети меньше читать? «Младшие школьники – нет, а интерес старших к чтению значительно слабее». Что же… Младшие станут старшими и последуют их примеру, если ничего не предпринимать.

Кризис чтения: миф или реальность?

Мы живем во время старой затухающей литературной традиции. Библиотекари РДБ, несомненно, ее носители, убежденные, что без чтения личность не станет полноценной. Они по долгу службы общаются с читающими детьми (16 тысяч читателей, 95 тысяч посещений в год) и, быть может, поэтому говорят: миф, что современные дети не читают. Но кому он выгоден? Сторонникам уменьшения количества библиотек? Такой процесс идет, в этом убеждают цифры: сегодня в республике 90 детских (муниципальных и сельских) библиотек, а еще лет пять назад их было на 13 больше. На основании чего закрывают библиотеки?

– По всей стране так, в Татарстане процесс еще не такой бурный. У нас действует норма: если меньше пятисот читателей, например, 499, то библиотеку можно закрывать. Мы были в Швеции, Финляндии, Дании – там, если четырехэтажную библиотеку посещают лишь десять человек, считается, что она нужна. Ее не будут закрывать, – вздыхает директор Разия Сираева. – Но самые болевые точки библиотек – это обновление книжного фонда и кадры.

Книжный фонд РДБ составляет 140 тысяч книг – это в основном старые книги, а современная литература почти вся в одном экземпляре. Большие пробелы в комплектовании краеведческой литературы – библиотека лишилась обязательного бесплатного экземпляра не только издательства «Детская литература», но и Таткнигоиздата. Они больше не высылают книги главной дет-ской библиотеке, не говоря уж о других, где с фондами дело обстоит куда печальней, чем в РДБ.

– Книги дорожают, а сумма финансирования как пять лет назад – пятьсот тысяч рублей: двести – на периодику, триста – на книги, – продолжает заслуженный деятель культуры РТ Разия Сираева. – Мы покупали на эту сумму раньше до четырех тысяч книг, а в прошлом году приобрели менее двух тысяч – для республиканской библиотеки это очень мало. Читатели видят в магазине новые издания, говорят: почему в библиотеке их нет? Что отвечать? Финансирование не увеличивается, книги изнашиваются, и мы начинаем терять читателей.

Вторая большая проблема – кадры. Мы стареем, а притока молодежи не наблюдается. В институте культуры больше нет библиотечного факультета. Из культуры уходит немаловажная составляющая – формирование базы для интеллекта, каким всегда было чтение. Да и что мы можем предложить молодому специалисту с высшим образованием? Зарплату в восемь тысяч рублей? С 2012 года перестали платить надбавку за то, что мы методический центр. А анализ работы всей библиотечной системы, выезды в муниципальные и сельские библиотеки остались за нами.

«Республика Татарстан» уже писала о том, как работают сотрудники РДБ. Выдача книг – малая часть их деятельности. Сегодня библиотекарь – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Библиотека, борясь за читателя, давно превратилась в центр еженедельных встреч с писателями, в театр, в место семейного досуга, проведения творческих конкурсов, мультимедийных презентаций. Она тесно сотрудничает с Военным комиссариатом, ГИБДД, Союзом писателей, благотворительными фондами, с татарскими диаспорами, Всемирным конгрессом татар. Устраивает книжные праздники в социальных приютах, детских больницах и лагерях, видеомосты с другими городами. Это невероятно, как ее сотрудники все успевают.

Проблемы библиотек, где еще умеют привить любовь к книге, так или иначе скажутся. «Говорят, пусть дети читают электронные книги, зачем им бумажные? Утверждающие такое не понимают: чтобы потянуться к электронному тексту, ребенок сначала должен полюбить слово, литературу, а для этого нужна бумажная книга, с ее иллюстрациями, шорохом страниц, запахом типографской краски», – говорит Евгения Шемилова. Так же считают сотрудники благотворительных фондов «Татарстан – Новый век» и «Счастливые истории», которые реализуют литературно-социальные проекты, сотрудничая с библиотекой. Так же считает и член Счетной палаты республики Вера Хамидуллина, на свои средства осуществляя проект «Современные авторы – детям». Цель его – познакомить детей с лучшими писателями Татарстана и России, дальнего и ближнего зарубежья.

Однако, как показывает и зарубежный опыт, сотрудничество с общественными организациями и отдельными энтузиастами не решает проблемы библиотек и чтения в целом. Для этого необходима господдержка. Почему бы, скажем, не объявить следующий год в республике Годом поддержки чтения? Ведь чтение для головы то же самое, что гимнастика для тела – первооснова развития: не будет упражнений – не будет достижений.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще