Опубликовано: 01.04.2014 0:00
Из стен академии вышли многие известные ученые и просветители
Здание больницы скорой медицинской помощи №2 – один из наиболее известных в Казани образцов дореволюционного классицизма. Несмотря на солидный возраст, этот памятник истории и архитектуры не утратил своей целостности и весьма неплохо сохранился.
До революции здесь размещалась духовная академия – четвертая (и последняя) по счету в России после киевской, московской и петербургской. Это было особое учебное заведение – религиозное, готовившее кадры для православных училищ и церковно-приходских школ. Его основной задачей считалась подготовка кадров для православной экспансии на востоке страны.
История учебного заведения начинается еще в 1723 году, когда в Казани была основана архиерейская элементарная школа. При Павле I ее статус значительно возрос, и она переименована сначала в семинарию, позднее – в академию. Однако спустя двадцать лет центру духовного образования в Казани не нашлось места в ходе церковной реформы Александра I, и академию упразднили.
В 1842 году власти спохватились и устранили несправедливость – духовная академия на берегах Волги была воссоздана, причем с еще более широкими компетенциями, чем прежде. Отныне она осуществляла контроль над всеми низшими и средними религиозными учебными заведениями от Нижнего Новгорода на севере до Кавказа на юге, включая всю Сибирь и частично Среднюю Азию.
Здание на Арском поле было сооружено не сразу. Оно построено в 1848 году по проекту архитектора Александра Песке. До сего времени обучение слушателей велось в помещениях Казанского Кремля.
Творение Песке – внушительное трехэтажное здание, расположенное в глубине парка с большим отступлением от красной линии улицы, в сквере за подъездными аллеями. Дом был снабжен боковыми ризалитами и ступенчатым аттиком в центральной части, столь распространенным в городе. Позднее построены два больших флигеля и каменная ограда с чугунной решеткой. Все эти добротные постройки дошли до наших дней.
Академия слыла крупнейшим научным центром в разных областях знания, а среди ее преподавателей оказалось немало видных ученых. Например, востоковед и миссионер Николай Ильминский, церковные правоведы и историки Александр Бухарев и Василий Миротворцев, арабист и исламовед Гордий Саблуков, монголовед Александр Попов, тюрколог Николай Катанов, историк народов Поволжья и миссионер Ефим Малов. Одно время в академии преподавали видный публицист-демократ Григорий Елисеев и историк-этнограф Афанасий Щапов.
Здесь же получили образование немало иностранцев – представителей православных церквей из Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Черногории, Османской империи и Японии. Абитуриенты сдавали непростые вступительные экзамены, срок обучения составлял четыре года. Большинство студентов не имели духовного звания, но были среди них и представители белого духовенства, и монахи. Многие принимали постриг в ходе обучения.
По распоряжению Временного правительства в августе 1917 года академия выселена из здания. В нем разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.
Некоторое время занятия с воспитанниками продолжались в здании нынешнего геофака КФУ на улице Воскресенской (Кремлевской), однако здесь «академики» квартировали недолго. Отсюда их «попросили» большевики. Позднее рассматривался вариант слияния академии с Казанским университетом, однако новые власти настояли на недопустимости создания богословского факультета – варианта, который предлагал попечительский совет академии. Соответствующий запрет подписал лично нарком просвещения Анатолий Луначарский.
После Гражданской войны комплекс бывшей академии поочередно занимали Восточный коммунистический университет, Институт повышения квалификации партийных работников, в годы Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь, и снова, до 1961 года, совпартшкола. Затем здание было передано под городскую больницу №6.
Нынешняя преемница академии – духовная семинария – возобновила работу в 1997 году. Правда, на противоположном конце города – возле храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, в доме №31а на улице Челюскина.
![]() |
25.01.2021
Как дворянское гнездо стало пристанищем художниковДом Осокиных в конце позапрошлого века считался элитным местом Казани В наши дни в этом двухэтажном особняке расположилось художественное училище, в начале 1930-х годов выселенное из собственного роскошного здания на улице Карла Маркса. |
![]() |
10.10.2019
Уголок Питера в центре КазаниДом купца Ёлкина – немногое, что осталось от прежней старинной улицы Ещё четверть века назад улицы Петербургской в Казани не существовало и в помине. Расположенный здесь сейчас комплекс современных фешенебельных гостиниц и торговых центров не чета бывшей улице Свердлова с её многочисленными скромными двухэтажными домиками, в основном деревянными. |
![]() |
16.05.2019
Особняк на Юнусовской площадиТатарские купцы не жалели денег на благотворительность Бывший особняк Юнусовых-Апанаевых неизменно выделяется на фоне окружающей казанской архитектуры. Оформленный в духе аляповатой эклектики, он бросается в глаза любому прохожему. |
![]() |
24.12.2018
С именем богини ВенерыПоявление новой больницы было тесно связано с проблемой урбанизации Настоящим украшением для Госпитальной слободы и долгожданным для всей Казани стало открытие в январе 1900 года клиники кожных и венерических болезней, что на нынешней улице Толстого. |
![]() |
17.12.2018
Клиника на Волкова: мифы и реальностьКакова репутация знаменитого «учреждения на улице Волкова»? Психиатрическая клиника возведена в 1913 году по проекту архитектора Брюно. Сегодня здесь располагается детское диспансерно-поликлиническое отделение Республиканской клинической психиатрической больницы им. академика В.Бехтерева. |
духовная академияС этим зданием были связаны далеко не самые радужные воспоминания – бабушке устанавливали здесь кадриостимулятор, дочку привезли на «скорой» с приступом. В ожидании все время рассматривала высоченные потолки, необычные своды, арки и лестничные марши. Всегда это здание казалось каким-то святым. Истории его, к сожалению, не знала, а теперь любуюсь этим зданием и восхищаюсь специалистами, работающими здесь, с особым чувством почтения.