На официальном портале Казани опубликована схема улиц, на которых с 1 мая будет запрещена остановка транспортных средств.
Запрет, содержащийся в постановлении исполкома, подразумевает невозможность парковки и даже остановки на 53 центральных улицах татарстанской столицы. То есть человек оставляет свою машину на оборудованной парковке, а далее – пешочком.
Пройти полкилометра до цели для здорового человека – приятная разминка. Кто бы возражал против такой вполне цивилизованной практики? Но при этом упустили из виду, что в Татарстане около девяти тысяч автомобилистов с инвалидностью и часть их живет в столице. Автомобиль для них действительно не роскошь, он – их ноги. А что такое, например, преодоление 300–400 метров на костылях, в инвалидной коляске? Но исключений в постановлении не предусмотрено.
«Для инвалидов эти метры с учетом нашего климата, когда девять месяцев в году дождь, снег, гололед, – как покорение Эвереста. Да ведь и не скажешь, что в центре города дорожно-тротуарная инфраструктура в идеальном порядке: то яма, то высокий бордюр. Такая ходьба с препятствиями чревата большими физическими нагрузками, а зачастую и травмами», – говорит программист Михаил Черменский, инвалид I группы.
Он, к счастью, работает на улице Журналистов в Советском районе, и это новшество его не касается, по крайней мере, в плане того, как добраться до работы. Но в центре расположено немало культурных, спортивных, оздоровительных объектов, доступных маломобильным гражданам. А есть среди них те, которые и работают в центре города, и по служебным делам туда часто ездят. Им-то как быть?
Геннадий Кукарин передвигается на аппаратах с тростью. Его признание, возможно, просветит тех, кто не разумеет чужих трудностей:
«В центре города бываю примерно раз в неделю – в магазинах, в медцентре. У меня, кроме всего прочего, сахарный диабет, поэтому необходимо глюкометр проверять на точность показаний в лаборатории на улице Островского. Если там запретят стоянку и остановку, то мне до нее не добраться – от парковки в районе «Кольца» точно не дойду. Аппараты натирают ноги уже метров через сто, ведь вдоль ноги идут металлические стержни, и никакие смягчающие вставки не способны полностью защитить мышцы. Однажды я упал – одна из металлических частей сломалась и впилась в голень – рана была страшной. Делать четырехсотметровые марш-броски инвалиду просто опасно, риск споткнуться или поскользнуться возрастает».
Недавно наш коллега, журналист Владимир Гаранин, поскользнувшись, сломал ногу. Новость о постановлении столичного исполкома он воспринял с легко объяснимой предвзятостью: «Водителям-инвалидам первой и второй групп, а также водителям, перевозящим таких инвалидов или детей-инвалидов, вполне можно сделать парковочную льготу, – говорит он. – На тех улицах, где установлен знак 3.27 «Остановка запрещена», достаточно прикрепить дополнительную табличку 8.18 «Кроме инвалидов». Правила дорожного движения позволяют это делать».
Все мы устали от засилья автомобилей. Подавляющее большинство пешеходов хотело бы, чтобы машины не загромождали тротуары, подходы к зданиям. Но ясно, что в этом вопросе необходим взвешенный подход. Нельзя, чтобы инициатива городских чиновников обернулась для автомобилистов-инвалидов невозможностью остановиться вблизи необходимого здания. Для них новшество в том непререкаемом виде, в котором оно задумано, ограничивает свободу перемещения в пространстве и право посещать многие социокультурные объекты. Думается, городские власти должны пересмотреть свое решение с учетом доступности для автолюбителей-инвалидов социокультурных и других объектов.