Шестилетний мальчик с трудом, с помощью мамы, поднимается на сцену, чтобы прочесть стихотворение. Читает стихи он не очень четко, но зал приветствует его бурными аплодисментами. Зрители, собравшиеся в зале Центра детского творчества Вахитовского района Казани на фестиваль «Весенняя капель», как никто знают, чего стоили малышу с диагнозом ДЦП и его маме эти несколько выученных и продекламированных строчек и какой огромный труд родителей и педагогов стоит за таким выступлением.
— За десять лет, прошедших после того, как у нас родился ребенок с ДЦП, мы познакомились с очень многими людьми, принимающими участие в его лечении и обучении, – рассказывает мне одна из мам-зрительниц в зале Юлия Малышева. – Случай у нас довольно тяжелый, и отношение у всех специалистов разное –
– Когда к нам в четыре года впервые пришла педагог центра Марина Григорьевна Бердникова, наш Ильдарик не говорил, ходил плохо, – рассказывает Фирдауса Гисматуллина, бабушка еще одного из участников фестивального концерта. – Она научила его ходить, считать, рисовать, читать стихи наизусть. Сегодня для него каждое занятие с Мариной Григорьевной – праздник, он ее ждет, радуется…
В Центре детского творчества, образованном в середине
90-х годов на базе районного Дома пионеров, действует множество различных секций и кружков. Юные фотографы, спортсмены, вокалисты, танцоры, художники, актеры – всего здесь, говорит директор центра Резеда Саляхова, занимается больше трех тысяч детей и подростков. За отделом реабилитации детей с ограниченными возможностями закреплено на сегодня всего 36 ребятишек. Но какие это дети…
– Мы работаем с наиболее тяжелыми, теми, кому самостоятельно проблематично выбираться из дома, – рассказывает заведующая отделом Татьяна Шашина. – Стараемся адаптировать их к окружающему миру. Не только занимаемся с детьми на дому – готовим к школе, занимаемся логоритмикой, приобщаем к декоративно-прикладному творчеству, – но и постоянно организуем вот такие фестивали, выставки их творческих работ, различные праздники, куда они приезжают вместе с родителями. Экскурсии организуем – недавно вот побывали в Доме занимательной науки и техники. Для многих наших детей это вообще единственная возможность
– Так они еще и учатся общаться – и друг с другом, и со здоровыми детьми, получают навыки поведения в общественном месте, в коллективе, и даже выступают со сцены – все это для них очень важно, – говорит Резеда Саляхова.
Конечно, педагогам непросто. Для каждого ребенка разрабатывается персональная программа занятий, но этого мало – к каждому нужен еще и индивидуальный подход в процессе работы.
– Два часа занятия – довольно сложно для нашего ребенка, – объясняет Юлия Малышева. – Он устает, может закапризничать. Но Марина Григорьевна тут же переключает его на какой-то другой вид деятельности – и у сына в глазах снова интерес…
– Конечно, наших детей нужно постоянно заинтересовывать, – говорит педагог Марина Бердникова. – А для этого каждый раз придумываешь
Марина Григорьевна