Начнем с того, что в этом году фестиваль мусульманского кино отметит свой первый юбилей. Нынче он пройдет в Казани уже в десятый раз. Думается, не останется в тени главного кинематографического события года и другая юбилейная дата – 90-летие «Татаркино». По сути, это единственное на сегодняшний день госучреждение, напрямую отвечающее за кинопроизводство в республике. И поскольку оба киноюбилея пришлись на Год культуры, это невольно наводит на размышления: что есть сегодня татарстанский кинематограф?
Кино – это прежде всего индустрия, в идеале – самостоятельная отрасль экономики, способная развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений. Такова, по крайней мере, общепринятая точка зрения, и в этом смысле татарстанский кинематограф – не более чем фантом. Просуществовавшая более полувека Казанская киностудия (бывшая студия кинохроники), которая еще до недавнего времени рассматривалась как основная производственная база для развития национального кинематографа, увы, почила в бозе, и на этот раз, похоже, уже окончательно.
Официальной датой создания Казанской студии кинохроники считается 1961 год, однако ее история значительно продолжительнее. Здесь снимались еще немые фильмы, а на съемках «Булат-Батыра» (1927 г., совместно с «Совкино») ассистентом режиссера работал будущий классик советского кино Иван Пырьев. Более тридцати лет киностудия работала на полную катушку, используя все производственные мощности. Но после перестройки, как и отечественная киноиндустрия в целом, студия пришла в упадок – творческий и финансовый. Последняя попытка реанимировать ее была предпринята в середине 2000-х годов. Тогда Правительством республики была принята программа стабилизации и развития кинематографии, благодаря которой Казанская студия кинохроники вновь стала упоминаться в числе российских лидеров по производству документальных фильмов. Больше того, в 2004 году на базе студии было выпущено два полнометражных художественных фильма – «Куктау» и «Зулейха», которые весьма достойно представляли татарстанский кинематограф на первом фестивале мусульманского кино. Здесь же снимался первый полнометражный фильм по сценарию Дениса Осокина «Инзеень-Малина», удостоенный ряда международных наград.
На тот момент предполагалось, что ежегодно республика будет вкладывать в кинопроизводство не менее 100 миллионов рублей. По словам директора «Татаркино» Владимира Батракова, «это давало бы возможность запускать по паре игровых картин, примерно 20 документальных и 2–3 короткометражные ленты». Но осуществлению этих радужных перспектив помешал мировой финансовый кризис, в разгар которого Казанская киностудия в очередной раз «впала в кому» и больше уже не оправилась. До последнего федеральный собственник пытался поддерживать ее жизнь системой госзаказа, но, учитывая морально и технически устаревшее оборудование студии, избежать процедуры банкротства не удалось.
В настоящее время республиканская господдержка кинопроизводства составляет в среднем 4 млн рублей в год. Ну сами подумайте: что можно снять на эти деньги? В лучшем случае один малобюджетный фильм, да и то если сильно извернуться. Конечно, под какие-то особо значимые проекты удается получить дополнительное финансирование, но чаще даже эти четыре миллиона приходится делить между несколькими киногруппами. Потому что потребность снимать свое, татарстанское кино меньше не стала, скорее, наоборот. В этом-то и парадокс!
Одно утешает: в последние годы республика переживает настоящий бум продюсерского кино, когда режиссеры сами, без помощи государства находят средства и реализуют свои творческие идеи. По данным Минкультуры РТ, сейчас в Татарстане насчитывается более 20 активно действующих частных киностудий, всего же их количество приближается к полусотне. Именно с продюсерским, или, как его еще называют, авторским, кино связаны успехи татарстанского игрового кинематографа последних лет. Достаточно вспомнить фильм Юрия Фетинга «Бибинур» (киностудия «Сабантуй»), собравший множество кинонаград и в том числе Гран-при VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино. В этом же ряду «Трехногая кобыла» Нуралии Замалеевой (продюсер Ильхам Сафиуллин), «Фарида» Салавата Юзеева (ООО «Инновация»), «Орлы» Рамиля Тухватуллина ( «Татарстан-синема»), «Потеря» Ильдара Ягафарова ( «Я-продакшн») и другие фильмы, отмеченные жюри и тепло встреченные зрителями мусульманского кинофорума.
Словом, в Татарстане сегодня есть люди, которые могут и хотят снимать кино. Именно это и не позволяет относиться к татарстанскому кинематографу как к фантому.
Надо отдать должное и фестивалю мусульманского кино, вокруг которого сформировалась особая творческая аура, подпитывающая наших кинематографистов не только профессионально, но и ментально. Наконец, это особая фестивальная публика, которая в хорошем смысле избирательна и не скрывает своих приоритетов, буквально штурмуя кинозалы, когда там показываются новые татарстанские фильмы. И это стимулирует, поддерживает творческий дух, может быть, даже больше, чем кинонаграды.
Вместе с тем признание зрителя – это огромная ответственность, и вряд ли дальновидно перекладывать груз этой ответственности за судьбу, в первую очередь, национального кинематографа на плечи энтузиастов-одиночек. И, кстати, некая усталость уже дает о себе знать. Скажем, если в первые годы татарстанские фильмы были представлены чуть ли не в каждой конкурсной номинации КМФМК, то два последних года мы вообще не участвовали в конкурсе игрового кино. Что же касается десятого, юбилейного кинофорума, то в лучшем случае среди его основных номинантов мы увидим новый полнометражный фильм Салавата Юзеева «Курбан-роман». Других претендентов от нашей республики, в общем-то, нет.
Когда сегодня заходит речь о перспективах развития татарстанского кино, то даже среди самих кинематографистов нет единого мнения на сей счет. Одни по-прежнему считают, что без государственной киностудии наше кино «загнется», другие придерживаются теории «естественного отбора»: дескать, успех приходит к тем, кто постоянно находится в творческом поиске и совершенствует свой опыт, в том числе и продюсерский. Третьи, как в спорте, уповают на «легионеров», которые будут снимать стилизованное «татарское» кино на деньги республики. Словно бы и не было печального опыта «Теплых ветров древних Булгар»…
Такой разброс мнений лишний раз доказывает, что на сегодняшний день в республике отсутствует четкая стратегия развития кинематографа. А до тех пор наше кино так и будет напоминать былинного персонажа на перепутье, пытающегося предугадать, где и что он найдет и где потеряет… Одно пока можно сказать с уверенностью: снимать кино в Татарстане в любом случае будут. Как говорится, джинн выпущен из бутылки… Вопрос лишь в том, какой ценой и надолго ли еще хватит энтузиазма.