Каждый автомобилист хочет быть уверенным, что на АЗС заправляет своего «железного коня» качественным бензином. «Знающие» водители рассказывают коллегам, с каких НПЗ и на какие заправки поступает «правильное» топливо. Подобные мифы живучи, но далеки от действительности. Попробуем разобраться в ситуации с качеством топлива, основываясь не на эмоциях, а на фактах.
От плохого бензина автомобиль может пострадать сильнее, чем от привычной российской беды – плохих дорог. Некачественное топливо может вызвать перегрев двигателя, нагар на свечах, прогар клапанов, поршней, образование на деталях смолистых отложений. После заправки контрафактом «железный конь» иногда встает как вкопанный, и его ремонт влетает в копеечку.
В Татарстане чуть больше 700 АЗС, и топливо поступает на них преимущественно с нижнекамского и уфимского НПЗ, а они выпускают бензин в строгом соответствии с ГОСТом. Предприятия дорожат репутацией, поставлять некачественное топливо для них чревато убытками. Ни один производитель не будет резать курицу, несущую золотые яйца. Каждая партия бензина сопровождается паспортом, в котором прописаны все основные параметры топлива.
Крупные сети АЗС также заботятся о своем имидже. В их инфаструктуру входят собственные нефтебазы, парк бензовозов, исследовательские лаборатории. Контроль за качеством топлива проводится на многих этапах – от НПЗ до АЗС. Современные пломбы на бензовозах исключают возможность «пошаманить» с бензином на маршруте. В свою очередь, спутниковая навигация позволяет избежать случаев налива в автоцистерну бензина, если до этого она перевозила дизтопливо. И таких нюансов много, а в итоге до потребителя бензин поступает точно таким, каким он и выходит с завода в полном соответствии с паспортом. А у частников, владеющих одной-двумя заправками, просто нет средств и возможностей осуществлять подобный жесткий контроль качества. И тут, как говорится, возможны варианты… Чаще всего суррогат продается на трассах, подальше от бдительного ока контролирующих органов. Да и постоянных покупателей на подобных АЗС обычно не бывает, а значит, сарафанное радио не оповестит автолюбителей о паленом бензине. Кстати, на каждой заправке в доступном месте должен быть вывешен паспорт качества на те продукты, которые в этот день отпускаются потребителю. Неравнодушный автомобилист может заглянуть в него и узнать все параметры топлива.
- За период с 19 по 26 февраля произошло повышение розничных цен на автобензин А-80 в трех регионах ПФО: в Татарстане на 30 копеек, в Ульяновской области на 30 копеек, в Башкортостане на 50 копеек. За тот же период произошло снижение розничной цены в Нижегородской области на 20 копеек
Системный контроль за качеством топлива в Татарстане осуществляется Управлением рационального использования топливно-энергетических ресурсов. Итоги последнего месячника по качеству топлива, который проходил с 11 ноября по 11 декабря прошлого года, расставляют все точки над «i» в вопросе «где у нас торгуют качественным бензином». В рамках месячника было отобрано 1184 пробы моторных топлив, в том числе – 783 пробы бензинов и 401 – дизельного топлива. Были проверены 528 АЗС (75 процентов от общего количества действующих заправок) и 16 нефтебаз (47 процентов). По результатам их испытаний выявлено, что ГОСТу не соответствуют 31 проба бензина – 4,3 процента от проверенных – и 27 проб дизельного топлива – 7,3 процента. Больше всего претензий у контролеров – к частным заправкам. На проверенных 267 таких АЗС выявлено 47 несоответствий требованиям качества. При этом на АЗС крупных татарстанских компаний, таких как «Татнефтепродукт» (проверено 75 АЗС) и «Татнефть» (проверено 71 АЗС), не выявлено ни одной пробы, не соответствующей ГОСТу.
Также ведомство проводит добровольную сертификацию участников розничного топливного рынка, выдает автозаправочным станциям своеобразный «знак качества». Это дополнительная гарантия того, что все услуги на АЗС предоставляются на самом высоком уровне. Карта сертифицированных АЗС – а их в Татарстане сейчас больше 70 – доступна на сайте ter.tatarstan.ru. И опять в «передовиках» мы видим АЗС крупных сетей – «Татнефтепродукта», «Татнефти», ТАИФ-НК, ЛУКОЙЛа. На сайте есть и перечень «антигероев» – тех, кто допускает нарушения, порой неоднократные. Иногда под «Евро-4» и «Евро-5» на АЗС подобных «химиков» выдается топливо, в котором предельно допустимые показатели серы превышены в десятки и сотни раз!
Конечно, каждый сам для себя решает, где заправлять своего «железного коня». Просто выбор надо делать осознанно, основываясь не на досужих вымыслах, а на реалиях топливного рынка.
В результате проведенного ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» 26 февраля мониторинга розничных цен по ПФО выявлено, что уровень максимальных розничных цен на большинстве АЗС в Татарстане выглядит следующим образом:
автобензин марки А-80 от 25,50 рубля/литр до 27,20 рубля/литр. Максимальная цена в ПФО – 29,00 рубля/литр, средняя цена по ПФО – 27,62 рубля/литр;
автобензин марки АИ-92 от 26,80 рубля/литр до 29,10 рубля/литр. Максимальная цена в ПФО – 29,80 рубля/литр, средняя цена по ПФО – 29,35 рубля/литр;
автобензин марки АИ-95 от 29,50 рубля/литр до 32,10 рубля/литр. Максимальная цена в ПФО – 33,20 рубля/литр, средняя цена по ПФО – 32,49 рубля/литр;
дизельное топливо (зимнее) от 30,50 рубля/литр до 32,50 рубля/литр. Максимальная цена в ПФО – 34,20 рубля/литр, средняя цена по ПФО – 33,45 рубля/литр;
сжиженный газ от 13,90 рубля/литр до 15,20 рубля/литр. Максимальная цена в ПФО – 17,20 рубля/литр, средняя цена по ПФО – 15,73 рубля/литр;
сжатый газ – 9,00 рубля/ м³ . Максимальная цена в ПФО – 13,00 рубля/ м³ , средняя цена по ПФО – 10,50 рубля/ м³ .