Автобусы на метане хорошо себя зарекомендовали на Универсиаде, однако в автопарках они до сих пор – экзотика
Метан называют топливом XXI века – это единственная реальная альтернатива бензину. Перевод городского автопарка на природный газ дает мощный экологический и экономический эффект. В выигрыше все – жители мегаполиса дышат более чистым воздухом, а автопредприятия существенно экономят и за счет этого могут поднять рентабельность, больше средств выделять на повышение качества обслуживания пассажиров.
Парадокс в том, что Россия является одним из мировых лидеров по добыче газа, но по количеству автотранспорта на голубом топливе наша страна находится даже не в первой десятке. Отрадно, что этот «перекос» исправляется – согласно программе Правительства России к 2020 году до 50 процентов парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники в городах-миллиониках должно быть переведено на газомоторное топливо.
Татарстан, как всегда, в лидерах, наша республика выбрана пилотным регионом по переводу автопарка на газ. Утвержденная Кабинетом Министров программа по развитию рынка газомоторного топлива до 2023 года предусматривает приобретение 15 тысяч автотранспортных средств, работающих на метане. Планируется перевести на газомоторное топливо 50 процентов общественного транспорта, 30 процентов коммунальной и 30 процентов строительной техники.
Первый автобус на метане вышел в Казани на городской маршрут летом 2010 года, а вот впервые массово такой транспорт применялся на Универсиаде-2013. Для обеспечения Игр в период с 25 июня по 20 июля были задействованы 140 автобусов «НефАЗ» на голубом топливе. В среднем автобусы работали по 16 часов в сутки и выполнили 25 тысяч рейсов. Общая протяженность пробега «метановых» автобусов составила около 350 тысяч километров. При этом затраты на заправку снизились более чем в два раза (было израсходовано 1,68 млн рублей, а дизельные автобусы «скушали» бы солярки на 3,45 млн рублей). Экологический эффект оценить сложнее, при использовании метана полностью отсутствуют выбросы токсичного свинца и ароматических соединений, в разы сокращаются выбросы окиси углерода, несгоревших углеводородов, окислов азота, в три раза снижается дымность выхлопа. Таким образом, казанская Универсиада стала не только лучшей, по мнению экспертов FISU, за всю историю Игр, не только самой «золотой» для российской команды, но еще и самой экологичной.
О том, как ковался этот, возможно, не очень известный широкой публике рекорд Универсиады, рассказал заместитель генерального директора ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» Рафаиль Мингазов:
– Наша компания выиграла тендер и стала перевозчиком участников Универсиады, волонтеров и обслуживающего персонала, а также журналистов на автобусах, работающих на метане. Большая работа началась за два месяца до Универсиады. За поставками автобусов следили так, как будто танки отправляли на фронт. Никто раньше в таких объемах автобусов на метане в России не собирал. Шасси поставлял КамАЗ, корпус на них ставили в Нефтекамске, потом автобусы привозили обратно в Набережные Челны, где в цехе компании «Раритек» на них устанавливали газомоторное оборудование. Обкатка шла прямо с колес – последний автобус поступил 6 июля. Стройные ряды белых автобусов с надписью «Метан» видели казанцы и гости столицы, которые проезжали мимо нового ипподрома. Когда десятки машин заводились – это была симфония! Все перевозки прошли на высшем уровне – ни одной поломки!
– Рафаиль Хазиахметович, а что же дальше? Почему казанцы не видят этих автобусов на городских маршрутах?
– Автотранспортным предприятиям пока сложно войти в госпрограмму по переводу техники на газ. Автобус «НефАЗ» с дизельным двигателем стоит около 4,8 миллиона рублей, а работающий на метане – уже 7 миллионов (хотя он мало чем отличается от своего дизельного собрата). Это дорого, даже при условии государственного субсидирования. А ведь АТП должно еще вложиться в развитие инфраструктуры и переобучение водителей. Если бы была четкая «дорожная карта» – столько-то стоят автобусы, а цены на газ будут заморожены, то у муниципальных и частных компаний был бы стимул для перевода автопарка на газ. При этом есть опасения, что цены на метан рванут вверх, когда произойдет массовый переход на голубое топливо. Сейчас метан стоит 9 рублей за кубометр, и это приемлемая цена – есть стимул переходить на газ. Но раньше и солярка стоила копейки по сравнению с бензином, а сейчас дизельное топливо продается на уровне 95-го бензина.
– Метан – экологичное и экономичное топливо, а что с безопасностью?
– В классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному четвертому классу. При разгерметизации он просто улетучивается, при пожаре – выгорает, но не взрывается. Самым опасным из используемых видов топлива является пропан-бутан – он относится ко второму классу, а наиболее распространенный бензин по своим свойствам относится к третьему.
– Если отойти от темы топлива, то какие проблемы сейчас есть в области пассажирских перевозок?
– Потеряна престижность профессии водителя автобуса. Когда уйдет поколение шестидесятников, передавать опыт, по сути, будет некому. Водители работают и в дождь, и в снег – вроде бы «романтика», но она достойно не вознаграждается – ни материально, ни морально. К слову, обслуживающие Универсиаду на экологически чистых автобусах водители за свою напряженную работу никаких поощрений от Правительства не получили. Понятно, что работали не за награды, но это показывает отношение к рабочим профессиям.
Кроме того, сейчас системно водителей автобусов никто не готовит. Для сравнения – не переживший лихие 90-е годы «Татавтотранс» имел в своей структуре три учебных комбината, которые готовили кадры для грузового и пассажирского автотранспорта. Причем обучающиеся в них люди знали: они будут гарантировано трудоустроены. Сейчас такой комплексной системы подготовки нет – автошколы готовят в основном на категорию «В». Но вакуум надо