Иммунитет против катаклизмов

«Кряшены: социальный портрет и особенности восприятия». Такова была тема «круглого стола», который прошел в Казани в Институте социальных и гуманитарных знаний. В разговоре приняли участие представители научного сообщества, сферы образования и культуры, общественных организаций, духовенства, местного самоуправления.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10110093
«Кряшены: социальный портрет и особенности восприятия». Такова была тема «круглого стола», который прошел в Казани в Институте социальных и гуманитарных знаний. В разговоре приняли участие представители научного сообщества, сферы образования и культуры, общественных организаций, духовенства, местного самоуправления.

Все мы помним, какой общественный резонанс вызвали в республике в прошедшем году поджоги кряшенских церквей.

О том, как идет работа по восстановлению храмов, рассказал первый заместитель министра лесного хозяйства Харис Мусин. «По поручению Президента Рустама Минниханова мы сразу взялись за эту работу, – отметил он. – Сейчас для церкви в селе Албай Мамадышского района залили фундамент, заготовили лес и идет установка сруба. В селе Ленино Новошешминского района для молитвенного дома сделана часть сруба, ведется заготовка древесины для пола и потолка. Храмы должны быть открыты к кряшенскому празднику Питрау, и для этого есть все ресурсы».

– Для нас поджог храма был как гром среди ясного неба, – рассказала заместитель руководителя исполнительного комитета по социальным вопросам Мамадышского района Алена Смирнова. – Население у нас дружелюбное, и мы всегда жили мирно. В любом случае это событие не вбило клин в нашу дружбу, а, наоборот, еще больше сплотило людей. За восстановление церкви взялись, что называется, всем миром, не глядя на национальности и вероисповедание.

В век глобализации, когда постепенно стираются грани между народами, очень актуальным становится сохранение национальной самобытности этносов. Как отметила доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии Казанского федерального университета Татьяна Титова, современные народы и культуры – явление очень сложное, так как в них представлена разная степень этнокультурного компонента, кроме того, это «живые» образования. В истории есть масса примеров, когда были одни народы, стали другие – это неизбежный социоисторический процесс – что-то  появляется, что-то  исчезает. Внутри каждого народа идут этнотрансформационные процессы, которые, случается, приводят к изменениям в языке и культуре. Яркий пример – праздник Масленица. Мы отмечаем его, забыв первоначальный смысл. А ведь это языческий праздник. Никому сегодня и в голову не придет, что если «правильно» сжечь чучело Масленицы, то год будет урожайным. В современном мире количество урожая зависит от других причин, но никак не от того, как сгорит чучело. Традиция осталась, но суть уже не та. В общем, можно приводить массу примеров, как трансформируются обычаи, меняются культурные и ремесленные традиции.

«Народная культура – это иммунитет против катаклизмов, – отметила директор Республиканского центра развития традиционной культуры Республики Татарстан Фанзиля Завгарова. – Она спасает и от пьянства, и от наркомании. Приобщение к ней – это важная часть воспитания». Специалист привела несколько примеров, когда решения, принятые на государственном уровне, способствовали возрождению национальных культурных традиций. В частности, в Якутии после провозглашения Олонхо (общее название многочисленных якутских героических сказаний) ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества руководством региона было принято уникальное в своем роде решение – назначены пожизненные стипендии носителям фольклора, традиционным сказителям-олонхосутам. А, к примеру, в Туве артистам горлового пения снизили возрастной порог выхода на пенсию.

Нынешний год объявлен в России Годом культуры, и она должна стать приоритетом государственной политики. Одним из важнейших направлений на федеральном уровне позиционируется разработка закона о нематериальном культурном наследии народов России, призванного сохранить и передать потомкам памятники устного народного творчества, технику и технологию традиционных ремесел, празднично-обрядовую культуру, исполнительское искусство.

В заключение руководитель центра Российского института стратегических исследований в Казани Фирдус Девбаш сказал о том, что все сказанное за «круглым столом» будет учтено при подготовке материалов для государственных органов, в соответствии с которыми будут приниматься решения и на федеральном уровне.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще