Фермеры в республике давно говорят о необходимости собственного рынка сбыта своей продукции. Причем такого, который бы стал примером успешного государственно-частного партнерства в части эффективного сближения местного сельхозпроизводителя с потребителями его продукции.
Когда в мае прошлого года в столице открылся долгожданный агропромышленный парк «Казань», казалось, проблема наконец-то решилась, фермеры вздохнули свободнее. Идея создания новой структуры как раз и заключалась в том, чтобы облегчить путь к прилавку с минимальными издержками и для производителя, и для потребителя. Особенно это актуально выглядело для малых хозяйств, у большинства которых сельхозпродукты скупают по низким ценам либо агрохолдинги, либо рыночные перекупщики…
Напомним: Агропромышленный парк – это технологический комплекс, ориентированный на развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства. Основное его назначение – обеспечивать сельхозпроизводителей необходимой материально-технической базой для переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции.
Комплекс расположен на территории в 8,5 гектара, площадь основного здания составляет 54 тысячи кв. м. Торговые площади занимают 13,8 тысячи кв. м, это два зала на 417 мест. Кроме того, на этой же территории предусмотрены складские помещения и производственные площади для переработки сельскохозяйственной продукции. Работают ветеринарная лаборатория, кафе, гостиница на 38 номеров, парковка.
С открытия прошло десять месяцев. Сегодня фермерам, чтобы «зайти» в парк и вести свободную торговлю свежей и натуральной продукцией собственного производства, вовсе не нужен какой-то особый пароль. Казалось бы, заплати за аренду, и… все! Двери открыты. Тем не менее у парадного входа новой рыночной структуры не наблюдается заветной толчеи фермеров, и покупателей. Хотя условия, во всяком случае для самого процесса торговли, здесь созданы почти идеальные, в чем наш небольшой редакционный десант убедился воочию. Мало того, по признанию руководства парка, «Казань» при одних только платежах за электроэнергию почти в полтора миллиона рублей в месяц терпит ежемесячные колоссальные убытки.
В целом же строительство и «начинка» парка обошлись в 2,3 миллиарда рублей, причем 0,95 млрд – это федеральные средства, остальные из республиканского кошелька. Конечно, чтобы оправдать вложенные средства, нужно развивать здесь торговый бизнес. Что же мешает?
На днях в Госсовете, на заседании парламентского Комитета по экологии, природопользованию и аграрным вопросам, депутаты обсуждали положение дел в агропромпарке «Казань». Его генеральный директор Олег Власов с ходу назвал четыре основные причины, которые, на его взгляд, тормозят процесс развития уникального, по сути, рынка нового формата.
Первая: недостаточное количество арендаторов. «Не все сельхозпроизводители имеют возможность и экономическую целесообразность привозить свою продукцию, случается, нужно ехать 150–200 километров, да еще в мороз», – прокомментировал докладчик. Вторая причина, по мнению Олега Власова, – это неготовность мелких сельхозпроизводителей торговать в розницу. Им выгоднее сдавать продукцию оптом, в одном месте.
Третья и, как следствие, четвертая причины убыточности парка – недостаток покупателей, в том числе из-за отсутствия удобной транспортной инфраструктуры. «На этапе открытия, – сообщил директор ОАО, – были задействованы 290 рабочих мест, это 70 процентов объема торговых площадей, а уже через месяц-другой из них работали только 158». Массовый отток арендаторов Олег Власов объяснил тем, что фермеру нужен стабильный спрос на его продукцию, но более или менее приличный поток покупателей наблюдается здесь лишь в выходные дни. (Побывав в парке в будний день, мы и сами убедились, что огромные торговые площади не ломятся от товара, да и покупателей было не много, продавцы скучали.) С другой стороны, понять фермера, производящего, например, молочную продукцию, можно – даже при наличии холодильников, которыми оборудованы арендные торговые точки, долго хранить натуральные молоко, творог и сметану нежелательно. Возить каждый день накладно. Аренда одного торгового места в месяц составляет от 10 до 44 тысяч рублей (в стоимость аренды включены и все дополнительные затраты, например, на оборудование и коммунальные платежи). Такого нет на других рынках Казани, но кому хочется отдавать даже минимальную плату за пустующий от понедельника до субботы прилавок?
Свой взгляд на решение проблемы высказал участвующий в заседании председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. По его мнению, эксплуатация парка станет намного эффективнее при условии, если в эту структуру включить кооператив так называемого второго уровня, который сможет наладить между фермерскими хозяйствами и потребителем сельхозпродукции реальную связь. Ведь парк это не только место купли-продажи, но и площадка для развития сельхозпроизводителей, некий логистический центр, который в едином комплексе мог бы осуществлять продвижение товаров от поля до переработки и реализации, оптовой и розничной. А иначе полезная затея рискует превратиться в обычный «базар», где никто ни за кого не отвечает. На это Олег Власов сообщил, что вопросы создания «кооперативной составляющей» уже обсуждаются. О том, что если поддержка селян – это государственная политика, то проводить ее надо обдуманно, учитывая современные экономические взаимоотношения, сказал, в частности, депутат Илшат Хайруллин. «В случае с агропромпарком, я считаю, неправильно выстроено само ведение бизнеса», – высказался он. Здесь, например, важна такая вещь, как встречное движение, а что получает взамен своих расходов фермер, торгующий в «Казани»? Заинтересовать сельхозпроизводителя можно, предложив ему по сходной цене здесь же, в парке, какие-то нужные в хозяйстве товары, удобрения, услуги, считает парламентарий. По мнению Илшата Хайруллина, может быть, стоило пересмотреть механизм взимания арендной платы, назначать ее, допустим, с учетом торговой выручки…
Как привлечь в парк покупателей? Нужны бесплатные автобусы, которые бы ходили регулярно, они необходимы для горожан и гостей столицы, не имеющих собственного автотранспорта. Правда, Олег Власов уточнил, что три автобусных маршрута имеют остановки «Агропромпарк», но признал, что этого недостаточно.
Депутаты со своей стороны высказали ряд предложений. Нужно больше рекламы. Может быть, каких-то выгодных покупательских акций. Искать возможности реального снижения стоимости продукции. Сделать упор на ее качестве и безопасности для потребителя. Активнее использовать ресурсы Интернета.
«Но основной задачей видится совершенствование механизма управления парком. Пора, на мой взгляд, применить здесь рыночные подходы, может быть, конкурсную основу, – резюмировал председатель комитета Валерий Васильев. – Главная задача – открыть равный доступ фермерам республики к цивилизованному рынку сбыта. А людям дать возможность пользоваться натуральной и полезной продукцией».
С учетом полученной информации и высказанных предложений депутаты приняли постановление. Пока же эти вопросы остаются открытыми, вернемся еще раз в здание агропромпарка. Торговлей здесь рулят продавцы, не менее, чем их наниматель, заинтересованные в активной продаже. Мы пообщались с представителями фермеров Кукморского, Тюлячинского, Лаишевского, Тетюшского районов.
Кукморцы и тюлячинцы торгуют мясом, бакалеей, лаишевцы – продукцией птицеводства. Условиями на рынке продавцы довольны: тепло, светло, предусмотрены бытовые удобства, возможность переработки сырья на месте. Понятно, что они расхваливали свой товар, кстати, на наш покупательский взгляд, объективно. И в один голос твердили, что фермеры готовы нарастить объемы поставляемой продукции, но при условии, что на нее будет спрос.
«А у меня продукция такая, что с ней в агропромпарк не поедешь: например, суточные гусята, перепелиные яйца. Мне и удобнее, и выгоднее сдавать все это оптом и сразу в крупные торговые точки. С другой стороны, у меня сложилось впечатление, что без посредника в лице кооператива сегодня фермерам все же не обойтись. Я бы, например, не отказался реализовывать через кооператив хотя бы часть своей продукции, те же яйца», – ответил по телефону на мой вопрос, не собирается ли он занять место в агропромпарке «Казань», сельхозпредприниматель из Тетюшского района Михаил Чербаев.
Так или иначе, проблемы агропромпарка надо решать. Идея его создания была хорошей, надо довести ее до логического конца.