Универсиада в Казани стала не только праздником спорта, но и тем оселком, на котором проверили свои способности практически все службы республики.
Для Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана подготовка к Студенческим играм стала периодом решения масштабных задач. Как отметил на коллегии ведомства Президент Рустам Минниханов, за эти годы при поддержке федеральных властей наши строители сделали столько, сколько не сумели бы в другой ситуации и за пятнадцать лет.
Универсиада оставила столице в наследство 11 современных дорожных развязок, 29 подземных и надземных пешеходных переходов, 135 капитально отремонтированных улиц. Только в прошлом году было проложено 295 километров дорог, отремонтировано семь мостовых переходов и 460 километров дорог. Плюс обновленные, не уступающие европейским образцам воздушные и железнодорожные ворота Татарстана…
Прошлогодний календарь торжественных открытий тех или иных объектов и других важных событий в работе Минтранса оказался плотно заполненным. Тут и закупленные по программе софинансирования 262 автобуса, прибывшие на автопредприятия республики в январе, и февральское совещание российского уровня по проблемам развития малой авиации, и мартовский визит в Татарстан полномочного представителя Президента РФ Михаила Бабича и министра транспорта России Максима Соколова, когда шел предметный разговор о строительстве транспортного коридора Китай – Западная Европа и платного участка, который соединит М5 и М7 в единую сеть, и…
Перечислить все события затруднительно даже через запятую. Важно другое – благодаря приложенным усилиям и транспорт в республике стал работать надежнее, и обстановка с дорогами улучшилась. Так, показатель плотности дорожных пробок, в последние годы редко снижавшийся за 8-балльную отметку, сейчас в среднем составляет 1,5.
По мнению Максима Соколова, с обслуживанием Универсиады-2013 татарстанские транспортники справились на пятерку, их опыт будет использован в транспортном обеспечении зимней Олимпиады в Сочи. К слову, группа татарстанских специалистов и 1,2 тысячи наших водителей уже отправились с этой целью в столицу зимней Олимпиады-2014.
Но, как известно, жить лишь на наследстве, не работая, значит, постепенно беднеть и терять позиции. Для Татарстана это неприемлемо. По мнению Президента, сейчас у республики две важные транспортные задачи – строительство высоко-скоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань и транспортного коридора Китай – Западная Европа. Татарстан в полной мере готов к участию в обоих проектах, чрезвычайно важных для экономики страны.
«Мы должны изменить свою ментальность, стать более мобильными, сделать так, чтобы наши люди перемещались с комфортом, – подчеркнул Рустам Минниханов. – Думаю, мы даже еще не можем вполне оценить плюсы, которые даст ВСМ. У нас сейчас реализуется проект строительства города Иннополис, где мы хотим создать российский центр IT-технологий, чтобы лучшие умы не утекали за рубеж. Пусть талантливые люди живут и работают здесь, а тот факт, что за несколько часов можно будет добраться от Казани до Москвы, только прибавит этому проекту привлекательности».
По словам министра транспорта России, работа по проекту ВСМ движется в строго утвержденном Председателем Правительства РФ графике. «Думаю, в первом квартале этого года проект будет утвержден Президентом, – сказал Максим Соколов. – Связав скоростной дорогой два мегаполиса, мы дадим серьезный толчок экономике страны. А протянув ее до Челябинска, сможем добиться еще большего эффекта. Казани в проекте отводится очень важная роль».
Впрочем, не единственная. По мнению Максима Соколова, не менее значительным должно быть участие Татарстана в реализации уже начавшегося проекта создания и укрепления региональных авиаперевозок. А заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Галина Изотова считает, что большая работа предстоит по созданию типового проекта развития водного транспорта. И Татарстан, как предполагается, выступит в этом вопросе координатором.
Развитию водного транспорта в республике уделил большое внимание в своем докладе министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин. Он предложил разработать на федеральном уровне программу возрождения в ПФО региональных перевозок водным транспортом по аналогии с пилотным проектом по развитию региональных авиаперевозок.
В общем, Минтрансу республики предстоит немало сделать и в обозримом будущем. Вся эта работа послужит толчком к развитию экономики страны, а в конечном итоге скажется на благосостоянии каждого татарстанца. Важно еще, чтобы проблемы глобальные не заслоняли насущных задач вроде транспортного обеспечения республики. Ведь так хочется, чтобы и высокоскоростная магистраль у нас была, и автобуса на остановке не приходилось ждать долго.