Размышления в преддверии очередной реформы
С выходом на заслуженный отдых многие в Западной Европе вешают на шею фотоаппарат и отправляются по миру. Путешествовать. Благо пенсия позволяет. По данным журнала «Деловая жизнь» (сайт bs-life.ru), средний ее размер в Австрии – 2900 долларов, в Дании – 2600, в Финляндии – 2800, в Германии и Израиле – 2500, в Испании – 2200, в США – 2000. В России – 330 долларов (около 10600 руб.). Тут, согласитесь, не до путешествий. Пожилому россиянину отказывать себе приходится во многом. А на пенсию ниже средней – только тихо прозябать в четырех стенах. И каждый месяц львиную долю жалкого пенсиона отдавать за услуги ЖКХ.
Если позволяет здоровье, многие продолжают работать. Таких в России более 13 млн (около трети всех пенсионеров); 380 тысяч из них – татарстанцы. Допускаю, есть те, кто вкалывает исключительно по причине трудоголизма. Но речь о большинстве, которое предпочло бы на заслуженном отдыхе, как и положено, заслуженно отдыхать.
И в предыдущие годы, и в минувшем наши ветераны ждали перерасчета размера пенсий за счет страховых взносов,
уплаченных ранее. Татарстанское отделение Пенсионного фонда России (ПФР) заранее сообщило, что все будет как всегда: перерасчет состоится 1 августа. И напомнили: с 2010 года перерасчет производится в беззаявительном порядке – нет необходимости приходить в органы ПФ.
Толково. Занятой на работе пожилой человек может от нее не отрываться ради похода в контору, да и сотрудникам спокойней. А то придут 380 тысяч человек, загалдят-забрюзжат, и каждый будет уточнять: «Сколько-сколько? А почему так мало?» Это ж с ума сойдешь. А так всех осчастливят молча.
Однако перерасчет (заявительный или нет – все равно) оборачивается потерями. Избежать их не удастся. Если пенсионер пишет заявление сделать перерасчет по истечении 12 отработанных после назначения пенсии месяцев (раньше нельзя, таковы специально придуманные условия), прибавку получит через месяц. И этот месяц выпадает из расчетного периода.
В России только 800 тысяч пенсионеров из 13 млн работающих настолько «продвинуты», что умудряются ограничить свои потери одним месяцем, написав это заявление и оставив в казне ПФР прибавку за месяц.
Большинство не обратилось за перерасчетом пенсии «вовремя» по незнанию своих прав. Человек, например, вышел на пенсию в январе-феврале, но заявление о перерасчете через год не подал. Корректировку пенсии ему произведут в августе. В последующие годы этот порядок сохранится, а пропущенные месяцы выпадают из расчетного периода ежегодно.
Интересно, что позже изменить уже ничего нельзя. Хотя почему нельзя изменить, мягко говоря, финансовое нарушение, непонятно.
В необозримых просторах Рунета не удалось найти случая, где пенсионер выиграл бы иск в суде о возвращении своих «кровных». На сайтах юридических консультаций проблема эта присутствует, но юристы, фигурально выражаясь, разводят руками: для решения вопроса нужно изменить положение закона о трудовых пенсиях. Таков смысл всех ответов. А менять положения законов – это, понятно, не прерогатива простого работающего пенсионера…
А что происходит при попытке наследовать накопительную часть пенсии родственника, если он успел перед смертью получить пенсию хотя бы раз? Тогда наследовать ее нельзя. Вам объяснят: «Несправедливости в этом нет, просто работает страховой принцип. Тот, кто прожил после наступления пенсионного возраста меньше среднего срока жизни на пенсии (срока дожития, который сейчас составляет 19 лет после выхода на пенсию), платит за тех, кто проживет после наступления пенсии дольше 19 лет».
Вы верите, что большинство у нас доживает до 80 лет и живет дальше, проедая денежки тех, кто израсходовал ее «не вполне»? Даже странно, что в случае, обозначенном выше, накопительную часть можно таки наследовать… Видимо, потому, что такое случается крайне редко – чтобы человек, доживший до назначения пенсии, не успел бы получить ее ни разу.
В этом случае есть хоть какое-то объяснение… А объяснима ли разница между суммой, которую ежемесячно перечисляет за нас работодатель в качестве страховых взносов в ПФР, и суммой, которая поступает на индивидуальный лицевой счет работника, – она тихо списывается «на нужды фонда». Можно в этом убедиться, обратившись в бухгалтерию своего предприятия и сравнить данные с данными ПФР, которые содержатся в «письмах счастья». Ах нет, «письма счастья» давно отменены! В российских пенсионных делах вообще перемены происходят часто, как мы знаем.
Но до сих пор же при любой реформе неизменными оставались дефицит бюджета ПФР и растущая в связи с этим нагрузка на федеральный бюджет.
Вернемся к разнице между суммой, которую перечисляет за нас работодатель в качестве страховых взносов в ПФР, и суммой, которая поступает на наш лицевой счет. «Как так? – спросите вы. – Беззаконие?» Нет. Просто в Законе №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в статье 22 сказано, что тариф взносов определяется другим законом — №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…», где мы найдем тариф 26 процентов. А в статье 10 сказано, что «суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В статье 6 написано, что в индивидуальном лицевом счете учитываются только взносы по тарифу 16 процентов вместо 26 (то есть лишь около 60 процентов от взносов, перечисленных работодателем).
ПФР, по моему мнению, – надстройка, во многом дублирующая функции банковской системы. И содержать такую гигантскую структуру реально нет необходимости. Материнский капитал и социальные пенсии могли бы начислять в Минсоцзащите…
А за трудовой пенсией по старости человек может приходить в банк, заранее открыв там счет и получая на него взносы на будущую пенсию. А банк еще и проценты с накопленной суммы ежемесячно станет прибавлять. Вот тогда и наш пенсионер сможет путешествовать на заслуженном отдыхе, а не копейки считать. Это мое личное мнение. Если