Урок татарского

«Прыгай, прыгай, желтый мяч!» – пели незатейливую песенку на татарском языке ребята из детсадовской группы. После чего каждый подходил к интерактивной доске и передвигал с помощью ручки желтый, красный или зеленый мячи к фигуркам животных, параллельно озвучивая на татарском языке фразу «Держи мяч, играй!».

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10109647

Овладевший языком в шесть лет не забудет его в шестьдесят

«Прыгай, прыгай, желтый мяч!» – пели незатейливую песенку на татарском языке ребята из детсадовской группы. После чего каждый подходил к интерактивной доске и передвигал с помощью ручки желтый, красный или зеленый мячи к фигуркам животных, параллельно озвучивая на татарском языке фразу «Держи мяч, играй!».

В такой веселой игровой форме проходил урок по изучению татарского языка в детском саду № 60, что в Советском районе Казани. На нем побывали участники совместного заседания Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и парламентской Комиссии по контролю за реализацией государственных проектов и программ в сфере образования. В этот раз депутаты рассмотрели вопрос об использовании государственных языков республики в дошкольных образовательных учреждениях.

«Татарстан один из первых принял закон о государственных языках, после чего уже дважды внедрялись государственные программы по реализации данного закона, – рассказал в интервью журналистам председатель парламентских комитета и комиссии Разиль Валеев. – Раньше посещали в основном только школы, в этот раз решили посмотреть, как реализуется госпрограмма о языках в детских садах, ведь азы языка закладываются в самом раннем возрасте».

Место для выездного заседания было выбрано не случайно. Этот детский сад – комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения, он является экспериментальной площадкой в апробации учебно-методического комплекта по обучению детей двум государственным языкам. Кроме этого, имеет статус федеральной базовой площадки, и гости из других регионов России здесь не редкость. Садик был построен по программе «Бэлэкэч» в 2011 году, сейчас здесь занимаются 165 детишек. Что касается педагогического коллектива, то все воспитатели прекрасно владеют и русским, и татарским языками. Большая часть детей – татары. Говоря о том, как относятся русскоязычные родители к тому, что обучение и воспитание ведутся в том числе и на татарском языке, заведующая детским садом Альфинур Низамова отметила, что родители только «за», так как считают, что потом в школе будет меньше проблем с татарским языком.

Игровая форма изучения татарского языка не может не привлекать ребятишек. Дети рассказывали стихи на двух языках, пели, танцевали. А национальным татарским костюмам вполне мог бы позавидовать любой танцевальный коллектив. На вопрос, за чей счет шьются наряды, заместитель начальника управления образования Казани Ильнар Хидиятов ответил, что в основном за счет средств учреждения, заработанных на дополнительных услугах.

Затем депутаты посетили Центр развития ребенка – детский сад №396 Приволжского района. Это ДОУ уже «немолодое» – учреждению более двадцати лет. Фасад здания явно нуждается в ремонте, что и не преминули отметить депутаты, общаясь с представителями управления образования. «Текущий ремонт здания запланирован на следующий год», – заверили специалисты. В этом садике участники выездного заседания не только оценили, как проводятся занятия на татарском языке, но и посмотрели музыкальный спектакль «Красная Шапочка» на татарском языке и кукольный спектакль «Заяц-портной» на русском.

Во время осмотра детских садов не обошли стороной актуальную для всех ДОУ проблему. Она касается заработных плат младших воспитателей и технического персонала, которые варьируются от пяти до девяти тысяч рублей. Как рассказала заведующая детским садом №396 Гульнур Саттарова, за счет развитой сети дополнительных услуг, а их в учреждении четырнадцать, осуществляются ежемесячные доплаты работникам от трех до четырех с половиной тысяч рублей. Но не каждый детский сад способен за счет собственного бюджета повышать зарплаты. Многое зависит от количества детей этом детском саду обучаются более 350 ребятишек) и от финансовых возможностей родителей – не каждая семья может позволить дополнительные услуги. Эта проблема обостряется еще и тем, что с нового года повысилась плата за детский сад, плюс отменены льготы для работников ДОУ, которые могли своих ребятишек водить в детсады бесплатно.

«Если все останется по-прежнему, то произойдет большой отток специалистов, и в исполкоме города это понимают, – прокомментировал ситуацию корреспонденту «РТ» начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин. – Поэтому сейчас рассматривается вопрос о сохранении льгот для младших воспитателей и технического персонала».

Открывая совместное заседание, состоявшееся уже в парламенте республики, Разиль Валеев сказал о том, что увиденное в детских садах восхитило. «Дети разных народов не только изучают язык, но и учатся общаться, у них складываются взаимопонимание и уважение друг к другу», – отметил он.

«Овладевший родным языком в шесть лет не забудет его в шестьдесят», – напомнил присутствующим Разиль Валеев татарскую пословицу. Говоря о проблемах, он отметил: «Если здесь произойдет отток кадров, то никакие самые замечательные программы, принятые нами, не будут реализованы. Это общая проблема для всей России, и она должна решаться прежде всего на федеральном уровне».

Заместитель Премьер-министра – министр образования и науки Энгель Фаттахов рассказал о том, что с этого года дошкольное образование впервые будет рассматриваться как первая ступень образовательного процесса. По словам министра, в Татарстане работает 1951 ДОУ, которое посещают более 190 тысяч детей. На татарском языке воспитание и обучение ведутся в 823 учреждениях, где воспитываются более 40 тысяч детей.

В 2013 году впервые был проведен республиканский конкурс на получение гранта «Лучший билингвальный детский сад», который предоставляется дошкольным учреждениям, показавшим высокие результаты в обучении детей двум государственным языкам. В итоге были определены двадцать победителей, которые получили гранты по одному миллиону рублей. Как отметил Энгель Фаттахов, в 2014 году это начинание планируется продолжить и увеличить количество обладателей миллиона рублей до пятидесяти ДОУ.

На заседании обсуждались также проблемы, касающиеся подготовки компетентных кадров детских садов, недостатка узких специалистов, знающих татарский язык, оснащения игрушками и театрализованными играми с национальной тематикой, а также отсутствия книг на татарском языке. «Распоряжением Кабмина 85 процентов всех книг, издаваемых Татарским государственным издательством, распределяются в библиотеки сферы Минкульта, а почему бы 20-25 процентов этих книг не передавать в школьные библиотеки и детские сады?» – подчеркнул Разиль Валеев.

Финальной точкой обсуждения наболевших проблем стало постановление, которое рекомендует Правительству республики, Министерству образования и науки и муниципалитетам выполнить ряд мер по повышению эффективности программы развития государственных языков Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще