Какую воду пьем?

Когда-то употребление в пищу некипяченой воды из-под крана считалось явлением обыденным. Сейчас на это нужна определенная смелость. Люди уже не просто кипятят воду, а фильтруют всевозможными способами, закупают бутилированную или регулярно пополняют запасы питьевой воды у приглянувшегося родника по пути с дачи.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10109637

Когда-то употребление в пищу некипяченой воды из-под крана считалось явлением обыденным. Сейчас на это нужна определенная смелость. Люди уже не просто кипятят воду, а фильтруют всевозможными способами, закупают бутилированную или регулярно пополняют запасы питьевой воды у приглянувшегося родника по пути с дачи.

Та вода, которая поступает в наши дома через систему водопровода, имеет в своем составе и элементы хлора, и различные соединения тяжелых металлов, иные вредные примеси, с которыми даже современные фильтры не всегда справляются. Это не удивительно – экология, увы, не улучшается, что отражается и на водных ресурсах.

Одна из основных проблем, которая весьма актуальна и для Татарстана, – это сброс в водоемы сточных вод неполной очистки, а 80 процентов воды в коммунальную сеть попадает как раз из поверхностных источников.

Эффективность очистных сооружений республики относительно установленных требований по качеству очистки составляет от 40 до 90 процентов. Ежегодно предприятиями и организациями сбрасывается более 600 млн кубических метров сточных вод. Очистные сооружения на некоторых работают порой на пределе производственных мощностей, есть примеры, где они и вовсе отсутствуют.

Другим серьезным моментом является изношенность водопроводных сетей, из-за чего возникает вторичное загрязнение поставляемой воды. «Жалобы жителей на качество воды в нашем районе – явление не редкое, – рассказала, например, председатель комитета собственников жилья при УК «ЖКХ Приволжского района» Людмила Гришина. – Я неоднократно вызывала представителей «Водоканала», чтобы они взяли ее пробы. Последний раз это было в начале осени, когда из крана шла жижа землистого цвета с песком. Меня тогда очень задела фраза одного из специалистов этой организации: «Нечего пить воду из-под крана, пейте бутилированую, мы вам поставляем… техническую». Но жильцы-то платят за питьевую».

Вопрос о том, насколько качественной является питьевая вода, какие меры предпринимаются в республике по улучшению ее свойств, не раз поднимался на заседаниях Комитета Госсовета по экологии, природопользованию и аграрным вопросам. Вот и минувший год завершился рассмотрением именно этой проблемы.

– По данным Минздрава, мы в Татарстане потребляем лекарств на 20 миллиардов рублей в год, где-то   четвертая часть из них приходится на лечение заболеваний, связанных с вредным экологическим воздействием на организм, – такие цифры озвучил председатель комитета Валерий Васильев. – И это только лекарства, а во сколько обходится содержание пациентов в различных центрах и больницах? Это тоже примерно 15–20 миллиардов рублей, а собираем штрафов и отчислений за негативное воздействие на окружающую среду в объеме около миллиарда.

Что касается конкретно качества питьевой воды, то сейчас на базе Казанского государственного медицинского университета создана специальная группа, которая прорабатывает вопрос взаимосвязи этого качества и видов, числа заболеваний на территории республики. Специалисты готовят информационную карту по санитарно-гигиенической характеристике условий водоснабжения населения в разрезе шести экономико-географических регионов Татарстана, а также проводят анализ заболеваемости. Эти исследования позволят понять масштабы проблемы и выявить самые «горячие» точки в этом отношении.

Что касается качества водопроводной воды в Казани, то эта тема поднималась на одном из заседаний комитета года два назад, и тогда депутаты просили надзорные органы взять анализ воды в конкретных квартирах и предлагали даже в своих. Как выяснилось, подвижек в данном вопросе нет. «По республике есть 72 точки, где берутся пробы воды, чтобы осуществлять мониторинг и плановый надзор за ее качеством, – пояснил заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Алмас Имамов. – Они находятся в офисных и производственных помещениях, в распределительных сетях жилых домов, но непосредственно в квартирах их нет. Это достаточно сложная процедура – три часа надо сливать воду, потом обработать специальными реагентами кран. Нужна также специальная посуда. Поэтому в жилых квартирах таких точек нет». Данный ответ не убедил депутатов. «Люди должны знать, какая вода течет из крана, подходит она для питья или нет», – резюмировали парламентарии.

Родниковая вода всегда считалась самой лучшей для пищевого использования, но сейчас даже за ее качество нельзя поручиться. Всего в Татарстане около 3600 родников, из них меньше половины используется как источники водоснабжения населения. По данным территориальных органов Роспотребнадзора, 28 процентов родников используются для централизованного холодного водоснабжения, 72 – для нецентрализованного. По материалам многолетних наблюдений за качеством воды произведено ранжирование родников. Из них пятнадцать процентов – нестандартного качества, еще пятнадцать не исследовались в течение нескольких лет (они должны быть исследованы в этом году). Качество воды в 20 процентах источников зависит от сезонности и погодных условий, и только половина родников может «похвалиться» своими данными.

Проблема еще и в том, что большая часть источников юридически не зарегистрирована, то есть не имеет собственников. И если возникнет какая-то непредвиденная ситуация при употреблении воды из них, то спрашивать фактически будет не с кого, так как официально хозяина у них нет. Решение этого вопроса как обычно упирается в отсутствие финансирования. Тем не менее такая вещь, как аншлаги, в которых сообщается, насколько вода в этом роднике соответствует нормам, необходима. Их установку должны взять на себя муниципалитеты.

Помочь в решении водной проблемы в целом должна реализация долгосрочной целевой программы «Улучшение водоснабжения и водоотведения населения Республики Татарстан на период 2012–2015 годов и на перспективу до 2020 года», основной целью которой является обеспечение населения чистой питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим правилам, а также требованиям гигиенических нормативов. В рамках этой программы планируется вести строительство, реконструкцию водозаборных сооружений, водопроводных очистных сооружений, очистных сооружений канализации, сетей водоснабжения и водоотведения, а также автоматизацию и диспетчеризацию объектов коммунальной инфраструктуры по всей республике.

Что касается качества бутилированной воды, то оно пока остается под вопросом. Поставщиков этого продукта в республике достаточно много, но насколько привозная вода соответствует нормативам? Не наливают ли ее нам где-нибудь   из того же крана?

Подводя итог заседанию, Валерий Васильев с сожалением отметил, что пока в вопросе качества воды нет полной ясности, поэтому предложил провести в ближайшее время парламентские слушания, чтобы вскрыть весь пласт этих проблем. Так что к данной теме мы еще вернемся.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще