Мы уже не раз писали о проекте «Живи как хозяин», который реализуется в Приволжском и Вахитовском районах Казани. Он разработан в целях наведения порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, пусть не в масштабах страны, а хотя бы на базе одной управляющей компании.
В рамках этого проекта был создан комитет собственников жилья, который стал своеобразным буфером между жилищниками и жильцами. Благодаря инициативе его членов прошедший год завершился профессионально-квалификационным рейтинговым конкурсом среди подрядных организаций, работу которых оценили не только администрация района и управляющая компания, но и жители. У населения была возможность выставить оценки подрядной организации по качеству обслуживания – уборке двора, подъезда, работе лифта, наличию воды, тепла, вежливому общению персонала с жильцами, своевременному реагированию на жалобы и так далее. Мероприятие же по награждению победителей превратилось в серьезное обсуждение проблем в сфере ЖКХ. Встреча показала: те организации, которые оказались в числе лидеров, хотят того же, что и жильцы, а именно – улучшения качества оказания услуг, прозрачности и реальной конкуренции среди подрядчиков.
– Необходимо обеспечить прозрачность в работе управляющей компании, – выразила мнение директор ООО «Бриор» Каусария Матросова. – Жильцы должны знать, каков бюджет дома – сколько денег начислено за жилищно-коммунальные услуги, сколько собрано, какова задолженность, какие виды работ сделаны и на какую сумму. Необходимо встречаться с жильцами каждого дома накануне предстоящего года, тогда многих жалоб просто не будет. Кроме того, прозрачность поможет в решении вопроса с должниками – все соседи будут знать, кто не платит. Встречи с жильцами хотелось бы проводить ежеквартально, хотя бы по микрорайону. Но нет помещения. Мы рассчитываем здесь на помощь муниципальной власти.
В минувшем году постановлением Правительства России был закреплен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
– Если бы мы приняли стандарты в соответствии с этим постановлением, легче было бы дальше работать, – сказала Каусария Матросова. – К примеру, в магазине можно купить масло за определенную сумму: если же мы еще хотим взять красной икры, то это уже другая цена. Так же и в сфере ЖКХ: у людей должен быть выбор – если минимальный перечень услуг, то это одна стоимость, но когда жильцы хотят большего и готовы за это платить, то нужно предоставить и такую возможность.
Обсудили на встрече также вопрос ремонта квартир инвалидов войны. По мнению специалистов, списки нуждающихся необходимо прорабатывать более тщательно, так как нередки случаи, когда в них попадают «не те» люди.
– Нужно пересмотреть подход к ремонту квартир инвалидов войны, – сказала директор ООО «Поиск» Лариса Королева. – Органы соцзащиты не учитывают тот факт, что у многих из них есть дети, внуки, племянники, которые содержат жилище в прекрасном состоянии. Такие люди требуют от нас неразумные вещи, фактически ждут евроремонта. Мы не можем этого обеспечить; помощь должна оказываться действительно нуждающимся, тем, кто живет на грани или за чертой бедности. Поэтому списки нужно подкорректировать – к примеру, через старших по домам получить более достоверную информацию. И эту работу пора начинать уже сейчас, так как не за горами семидесятилетие Победы.
Не остался в стороне и вопрос престижа профессий сферы ЖКХ. Что говорить – мало кто мечтает быть дворником; и если в былые времена работники метлы и лопаты обеспечивались бесплатными квартирами, то сейчас такие льготы отсутствуют. По мнению подрядчиков, решить кадровый вопрос с уборщицами, слесарями, сантехниками, дворниками вполне могло бы арендное или социальное жилье.
По мнению подрядчиков, решить кадровый вопрос с уборщицами, слесарями, сантехниками, дворниками вполне могло бы арендное или социальное жилье
Также разговор коснулся незаконных подключений к инженерным сетям, асфальтирования придомовых территорий, применения новых технологий при ремонте и многого другого.
– Проведение подобных конкурсов – это мощный стимул для дальнейшего совершенствования работы подрядчиков, – подвел итог заместитель генерального директора «УК ЖКХ Приволжского района» Владимир Андреев. – Теперь все как на ладони: по итогам года видно, кто лидер, а кто аутсайдер, и, конечно, тем, кто оказался «в хвосте», некомфортно. Рейтинговые конкурсы мы планируем проводить ежегодно, чтобы держать подрядчиков в тонусе.